Динозавры атомного века – Часть 2

Продолжаем разговор об экспонатах Политехнического музея Москвы, которые ушли в историю, так и не выполнив миссию, возлагавшуюся на них конструкторами. В первой части  публикации мы начали рассказ о модели передвижной атомной электростанции, которая предназначалась для снабжения электроэнергией отдалённых районов Русского Севера и Сибири, но так и не пошла в серийное производство.

Динозавры атомного века – Часть 2


Продолжение. Начало читайте здесь


Жертва Чернобыля  
 
 В середине 1960-х у АЭС ТЭС-3 появился сильный конкурент в братской Белоруссии. Институт ядерной энергетики АН Белорусской ССР взялся за разработку мобильной АЭС на колёсном ходу. Основные задачи перед разработчиками стояли те же: нужна была манёвренная и максимально безопасная электростанция для энергообеспечения военных объектов в удалённых районах. Однако требования к эффективности и транспортабельности станции были выше. В частности, КБ предстояло обеспечить возможность переброски АЭС железнодорожным, водным или воздушным транспортом за счёт значительного уменьшения веса и габаритов установки. Мощность станции была заявлена вдвое меньше, чем у ТЭС-3, –0,6 МВт. 

 Непосредственно работы над проектом, получившем в итоге название «Памир-630Д», начались в 1973 году. После многолетних исследований вместо водо-водяного реактора было предложено ноу-хау белорусских конструкторов – одноконтурный газоохлаждаемый реактор с тетраоксидом диазота в качестве теплоносителя. Замкнутый цикл работы позволил обеспечить требуемые компактность и эффективность реактора. На одной загрузке топлива «Памир-630Д» мог работать до пяти лет, тогда как ТЭС-3 – до одного года. д Размещаться реактор с обслуживающими системами должен был на модифицированном колёсном тягаче МАЗ-537 «Ураган» с полуприцепом грузоподъёмностью 65 т. Это была самая тяжёлая часть «Памира-630Д». Турбогенератор размещался на таком же тягаче с прицепом. Далее шли два грузовика с системой управления и жилыми конструкциями для 28 человек, которые, как предполагалось, будут обслуживать электростанцию.

 Электрический пуск экспериментального образца передвижной АЭС состоялся в 1985 году. Станция успешно проработала почти год. Но события 1986 года заставили серьёзно пересмотреть отношение к атомной энергетике, надолго затормозив развитие многих проектов в отрасли. После аварии на Чернобыльской АЭС безопасность передвижной атомной станции была подвергнута сомнению, и в 1988 году проект «Памир-630Д» закрыли. 

 Реинкарнация через космос

 К началу 2000-х постчернобыльский шок во многом удалось преодолеть. С возобновлением интереса к мирному атому начали оживать старые проекты, но уже в новом обличье. Идея передвижных АЭС не только по-прежнему актуальна, но уже почти получила своё материальное воплощение, правда, не на суше, а в воде – в виде плавучей атомной теплоэлектростанции. Первый проект ПАТЭС (плавучая АЭС «Север») так же, как и сухопутной ТЭС-3, возник в середине прошлого века и тогда же был признан неэффективным и заморожен. В 2007 году «Росатом» начал строительство ПАТЭС «Академик Ломоносов» электрической мощностью 70 МВт и тепловой мощностью 300 МВт. Созданный на основе энергоустановки атомных ледоколов плавучий энергоблок предназначен для энергообеспечения портовых городов и работающих на шельфе нефтегазовых предприятий. Запуск первой ПАТЭС несколько раз переносился, по новому графику он должен состояться в 2017 году.

 Но и тема сухопутных передвижных атомных станций ещё не закрыта. Входящий в состав АО «Атомэнергопром» ОАО «НИКИЭТ» ведёт разработку транспортабельной энергоустановки малой мощности «ГРЭМ», прототипами для которой послужили установки космического базирования. В основе «ГРЭМ» – газоохлаждаемый реактор со смесью гелия и ксенона в качестве теплоносителя. Предполагается, что блок электрической мощностью 1 МВт и весом от 45 до 55 тонн будет перемещаться так же, как и «Памир-630Д», на колёсном тягаче «Ураган». Сколько всего таких тягачей потребуется для энергоблока и сопутствующих систем, определят дальнейшие НИОКР, а поедут ли эти тягачи доставлять энергию на Крайний Север и в Сибирь, видимо, покажет время. 

 В статье использованы материалы с сайтов ГК «Росатом», АО «ГНЦ РФ – ФЭИ им. А. Лейпунского», АО «ОКБМ Африкантов», АО «НИКИЭТ», информационного портала «Военное обозрение», журнала «Популярная механика», агентства «Атоминфо». 


Другие пользователи читают

Турецкий энергогамбит

Модернизируя свои активы, энергокомпании Турции набрали многомиллиардные долларовые кредиты. Теперь, из-за падения курса...

27 Июля 2018 в 12:33