Лицензирование сбытов: передел рынка или борьба с неплатежами?

С 1 июля энергосбытовые компании России смогут работать лишь при наличии лицензии. Соответствующая норма содержится в законопроекте Минэнерго, разработанном по поручению президента. Документ, который вводит новые «правила игры» для энергосбытовых компаний, к 3 мая принят лишь в первом чтении и находится на доработке. Сроки введения лицензирования придется сдвигать, признают в правительстве. Чиновники уверены, что новации не затруднят работу добросовестных сбытов и не приведут к переделу рынка, а лишь позволят укрепить платёжную дисциплину. Эксперты более осторожны: всё будет зависеть от критериев получения лицензий, но за два месяца до обозначенного в законопроекте срока профессиональному сообществу они по-прежнему неизвестны. Кто займётся лицензирование более 300 работающих сбытов – Минэнерго или ФАС – также пока не решено.

Лицензирование сбытов: передел рынка или борьба с неплатежами?

Источник: vchal / Shutterstock.com

Минэнерго дорабатывает законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности после утверждения в первом чтении, которое состоялось в Госдуме 5 апреля. У законопроекта две задачи: защитить потребителей от недобросовестных компаний, а также обеспечить сетевым компаниям стабильное поступление средств за услуги по передаче энергии от сбытов. Неплатежи на оптовом и розничном рынках электроэнергии остаются значимой проблемой энергетиков. По состоянию на середину апреля общая задолженность участников рынка составила 62,4 млрд рублей, в том числе по ценовым зонам – 61,31 млрд рублей, по неценовым зонам – 1,11 млрд рублей. Долги на розничном рынке, по информации главы Минэнерго Александра Новака, к началу апреля составляли около 280 млрд рублей.

«Принятый в ноябре 2015 года закон об укреплении платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов не до конца решил проблемы. Задолженность продолжает расти, причём выборочно: гарантирующие поставщики более аккуратно погашают задолженность перед генерирующими компаниями, при этом игнорируют задолженность перед остальными контрагентами, включая сетевые компании», – пояснял председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

Пленарное заседание Госдумы, посвящённое законопроекту, прошло в нервозной обстановке. У депутатов было множество вопросов и претензий к законопроекту, в результате спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал Минэнерго за недостаточную, по его мнению, предварительную проработку документа с думскими фракциями. Вопросы вызвала сама суть лицензирования: по мнению ряда экспертов, этот вид госрегулирования с юридической точки зрения можно применять к энергосбытовой деятельности только с натяжкой. Депутаты обращали внимание на новые административные барьеры для работы сбытов. Отдельной темой обсуждения стал пункт о праве правительства на выставление дополнительных требований к энергосбытам. Минэнерго пообещало проработать и снять все спорные вопросы ко второму чтению, дата которого пока не определена.

Вся соль новой разрешительной процедуры будет заключена в критериях получения лицензий, которые законодатели заложат в закон и подзаконные акты, говорят эксперты. На данный момент у участвующих в обсуждении сторон есть ряд разногласий, в частности по вопросу о том, как должны учитываться некоторые показатели финансового состояния энергосбытовых компаний. Например, по мнению членов Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК), показатель дебиторской задолженности является избыточным. «Он должен носить только информационный характер, а не быть контрольным», – полагает председатель правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. Во-вторых, должны быть скорректированы положения, которые могут привести к введению двойной ответственности – когда за нарушения лицензионных требований устанавливается как ответственность в виде лишения лицензии на ведение энергосбытовой деятельности, так и административная ответственность на основании КоАП, рассказала «Перетоку» Наталья Невмержицкая.

Введение лицензирования может запустить передел на рынке, опасаются эксперты. В секторе и так происходят или готовятся значимые сделки, не связанные с темой лицензирования – например, приобретение ВТБ Капитал 19,9% акций в «ТНС Энерго» и активности игроков рынка в ожидании возможной продажи сбытов «Русгидро» и «Россетей». Пока неизвестно, усилит ли лицензирование переконфигурацию сектора, так как это будет зависеть от того, какие критерии пропишут в законе и подзаконных актах, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Пока требования не сформулированы, прогнозировать трудно», – констатирует эксперт.

В Минэнерго обещают, что такого не случится. «Это точно не передел рынка сбыта. Каким образом это может быть переделом рынка, если мы будем требовать у каждого участника соблюдение требований законодательства?» – говорил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко на пленарном заседании Госдумы. В стабильности на рынке заинтересованы и члены НП ГП и ЭСК. «В процессе обсуждения законопроекта мы прилагаем массу усилий для минимизации этих рисков, для того чтобы введение лицензирования не стало причиной передела на рынке», – говорит Наталья Невмержицкая.

Уже сейчас очевидно, что после введения лицензирования возможно усиление гарантирующих поставщиков: если какая-то ЭСК не сможет выполнить требования, закреплённые в законе, её потребители перейдут на обслуживание к ГП. По данным реестра ФАС, на российском розничном рынке сегодня работают около 300 энергосбытовых организаций. По данным НП ГП и ЭСК, на долю гарантирующих поставщиков приходится 65% рынка. Если лицензию не сможет получить сам гарантирующий поставщик, вероятнее всего, это станет основанием для лишения его статуса. В такой ситуации действует стандартная процедура – объявляется конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика, а на время его проведения функции ГП подхватывает сетевая организация, пояснила Наталья Невмержицкая.

Версия законопроекта, которая обсуждается сегодня, гарантирующим поставщикам не нравится. «В представленной редакции, на наш взгляд, законопроект содержит избыточные лицензионные требования, которые требуют всестороннего детального анализа и обсуждения», – отметил в разговоре с «Перетоком» представитель «ЭнергосбыТ Плюс». На доработку законопроекта и подзаконных актов у Минэнерго совсем немного времени: в соответствии с поручением президента уже с 1 июля 2017 года энергосбытовые компании должны будут получить лицензии.

На рынке ожидают отсрочки даты введения новых требований, так как помимо законодательства госорганам потребуется провести и саму процедуру лицензирования. «Мы понимаем, что, наверное, не успеваем, поэтому в ходе доработки законопроекта будем несколько продлевать срок получения лицензии», – заявил Вячеслав Кравченко на пленарном заседании Госдумы. Сдвиг на пару месяцев не окажет «никакого существенного влияния» на процесс, отмечал он.

Пока Минэнерго предлагает следующую конструкцию получения лицензий. На момент выхода закона все энергосбытовые компании будут иметь право на осуществление своей деятельности, но должны будут в течение определённого времени (пока не определено, какого именно) пройти лицензирование. При этом мониторинг деятельности на предмет соблюдения лицензионных требований будет вестись с момента вступления закона в силу.

Проанализировать деятельность всех трёхсот с лишним компаний – масштабная работа, и ведомства не горят желанием ей заниматься. Обсуждается два кандидата – Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба. Окончательного решения в этом вопросе также пока нет.


Автор: Анна Мартынова

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57
Сбыт ликвидных сбытов

Спустя несколько дней после подписания закона, который даёт Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право с 2030 года...

19 февраля 2024 в 18:06