МЭР в письме вице-премьеру Борисову поддержало дифференциацию тарифа ФСК
В продолжающемся споре вокруг необходимости повышения тарифа «Федеральной сетевой компании» (ФСК) изменилась расстановка сил. Минэкономразвития (МЭР), до сих пор последовательно выступавшее против этой идеи, при новом руководителе встало на сторону Минэнерго и «Россетей». При этом ведомство настаивает на плавном росте тарифов для прямых потребителей магистральных сетей в течение пяти лет. Промышленники по-прежнему не готовы идти на уступки, требуя отказаться от этой идеи.
МЭР поддержало позицию Минэнерго и «Россетей» о необходимости дифференциации единого тарифа ФСК, следует из письма нового главы ведомства Максима Решетникова вице-премьеру Юрию Борисову от 5 марта. Минэнерго, напомним, предлагало повысить тариф для прямых потребителей ФСК на 100% за три года. Прежде МЭР выступало против этого, но теперь предлагает лишь сделать рост тарифа для прямых потребителей ФСК более плавным, растянув его на пять лет, а для новых потребителей, уже принявших решение о присоединении к сетям ФСК, – на семь.
Сейчас единый тариф на услуги по передаче для потребителей единой энергосети (ЕНЭС) составляет 0,32 рубля за 1 кВт/ч против 3,3 рубля за 1 кВт/ч на уровне «Высокое напряжение» (ВН) в распредсетях. Предполагается, что крупные потребители будут больше платить сетям, тем самым снижая тарифы для мелкого и среднего бизнеса.
Таким образом, по расчётам Минэнерго, тариф для прямых потребителей ФСК вырастет примерно до 2,93 руб. за 1 кВт/ч, на уровне ВН снизится до 3,1 рубля за 1 кВт/ч. Пороговое значение цены на электроэнергию, при котором становится выгодным строить собственную генерацию, по оценкам Минэнерго, составляет 3,11 руб. за 1 кВт/ч.
Идея уже была одобрена бывшим вице-премьером Дмитрием Козаком. Но после прихода нового профильного вице-премьера Юрия Борисова все решения Дмитрия Козака ушли на пересмотр. При этом в письме г-на Решетникова не приводится оценка влияния законопроекта на экономическое развитие, бюджетные организации и потребителей распредсетевого комплекса, а также не указаны меры по снижению объёма перекрёстного субсидирования, как ранее поручал Юрий Борисов. Минэкономики ограничилось только изложением позиций компаний, которые приводятся в протоколах совещаний в министерстве от 20 и 28 февраля.
Так, по оценкам «Роснефти», за последние три года электроэнергия подорожала на 31%, а стоимость выработки блок-станций компании не изменилась. При повышении тарифа ФСК компании будет выгоднее строить собственную генерацию, а уже имеющиеся блок-станции выводить из ЕНЭС. По подсчётам «Русала», при дифференциации тарифа расходы компании вырастут на 12 млрд рублей, компании придётся отказаться от строительства Тайшетского завода и рассмотреть консервацию «менее рентабельных производств». НЛМК прогнозирует рост конечной цены электроэнергии для компании на 30–40%, что «делает нерентабельными уже совершённые инвестиции, приводит к снижению экспорта и налоговых платежей». НЛМК подчёркивает: за десять лет стоимость электроэнергии для заводов компании в РФ выросла втрое, а цены в США упали на 26%. В результате липецкий завод НЛМК платит за энергию больше, чем заводы в Индиане и Пенсильвании.
«Сообщество потребителей энергии» письмом от 6 марта вовсе попросило вице-премьера Юрия Борисова вернуть доклад Минэкономики на доработку, поскольку в нём не отражена позиция бизнеса. В ассоциации отмечают, что при росте тарифа ФСК в среднем в 2,3 раза за три года конечная цена электроэнергии для потребителей магистральных сетей в среднем вырастет на 26,3%. В результате промышленное производство потребителей ФСК может снизиться на 50–60 млрд рублей в год, а отчисления налога на прибыль – на 5–12 млрд рублей.
Против инициативы продолжает выступать ФАС, полагающая, что в отдельных регионах тариф для прямых потребителей может вырасти в четыре-пять раз. В службе считают, что снижения тарифов для малого и среднего бизнеса не произойдёт из-за выпадающих доходов у сетевых организаций, которые, как правило, компенсируются за счёт тарифа. Как следует из протокола совещания, и «Россети» не ожидают снижения тарифов для распредсетей, предлагая вместо этого направить средства на свою инвестпрограмму. В компании пояснили: речь идёт об отдельных регионах, где ожидается небольшое снижение тарифа. При этом в среднем тариф по оценке «Россетей» должен упасть на 6%, а в части регионов – до 10%. «С учётом разнородной динамики «Россети» предлагают в целях улучшения инвестиционного климата в отдельных субъектах РФ рассмотреть возможность направления высвобождающихся средств на развитие существующей инфраструктуры», – подчеркнули в компании. Так, в регионах, где существуют сетевые ограничения, модернизация сети необходима прежде всего для развития бизнеса в регионах, в том числе малого и среднего, утверждают в «Россетях». Частичное распределение перекрёстного субсидирования на потребителей магистральной сети, по мнению холдинга, позволит распредсетевым компаниям сделать это без дополнительного роста тарифа, что также положительно скажется на экономике регионов.
В Минэкономики на запрос «Коммерсанта» ответили ссылкой на пост в Instagram министерства, где ранее в общих чертах были описаны итоги совещания. В аппарате Юрия Борисова от комментариев отказались. В Минэнерго и ФАС не ответили.