Правкомиссия одобрила 10-летнюю программу развития «Россетей» с ростом инвестиций на 30%
«Россети» готовятся в ближайшее десятилетие более чем на 30% нарастить объём инвестиций, в основном за счёт строительства сетей для БАМа и Транссиба, следует из долгосрочной программы развития госхолдинга. При текущем регулировании долговая нагрузка компании существенно вырастет, а прибыль – сократится, однако «Россети» могут улучшить свои показатели за счёт ещё не одобренных инициатив, передал «Коммерсант» 11 июня. Долгосрочные планы «Россетей» также исключают приватизацию дочерних компаний, предусматривают запуск опционной программы для топ-менеджмента и смену дивидендной политики.
Госхолдинг «Россети», включающий Федеральную сетевую компанию (ФСК) и межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), может к 2030 году нарастить выручку до 1,686 трлн рублей, а чистую прибыль – до 224 млрд рублей. Таков базовый сценарий долгосрочной программы развития «Россетей» до 2030 года – по данным газеты, она была одобрена правительственной комиссией по электроэнергетике 10 июня. Базовый сценарий предполагает рост тарифа на передачу энергии на уровне «инфляция минус 1%», после 2024 года – «инфляция минус 0,1%», а также новации в регулировании – введение платы за резерв мощности и технологическое присоединение.
В пессимистичном варианте (при текущих параметрах регулирования) выручка вырастет до 1,43 трлн рублей, чистая прибыль упадёт до 7 млрд с 68 млрд рублей в 2021 году.
Серьёзно тормозить рост финансовых показателей холдинга будет финансирование работ по строительству электросетей для расширения Восточного полигона РЖД. В негативном варианте инвестпрограмма «Россетей» увеличивается с 271 млрд рублей в 2020 году до 355 млрд в 2021 году, достигая пика в 386 млрд к 2023 году, и остаётся на высоком уровне в последующие годы даже после завершения программы электрификации Восточного полигона.
Согласно пессимистичному сценарию, дивиденды по группе «Россети», которые головная компания получает от МРСК и ФСК, на горизонте до 2030 года будут находиться в диапазоне 26–33 млрд рублей. При этом выплаты со стороны ФСК будут расти: с 18,5 млрд рублей в 2021 году до 22–23 млрд рублей к 2030 году. Со стороны МРСК выплаты акционерам, наоборот, снизятся с 11 млрд рублей в 2011 году до 3,6 млрд в 2024 году, а затем вновь поднимутся – до 9,9 млрд рублей в 2030 году. Соотношение долг/EBITDA «Россетей» в этом сценарии будет нарастать с 2,2 до 4,3 к 2030 году.
В базовом сценарии объём инвестпрограммы «Росетей» сохранится на том же уровне, что и в пессимистичном сценарии. Но за счёт роста выручки соотношение долг/EBITDA снизится с 2 до 1,3 к 2030 году.
Дивиденды МРСК и ФСК вырастут в три раза: с 34 млрд рублей до 98,96 млрд в 2030 году. В том числе выплаты от МРСК увеличатся с 16 млрд до 76 млрд рублей, от ФСК они останутся в пределах 18,5–23 млрд.
Что касается общей схемы развития «Россетей», то в программе упоминается необходимость сохранения доли госхолдинга в дочерних компаниях на уровне января 2020 года, что фактически означает отказ от приватизации МРСК до 2030 года. При этом в документе не упоминается дальнейшая консолидация сетевого комплекса, а отмечается лишь необходимость оптимизации структуры управления «для снижения трансакционных издержек и повышения управляемости». Компания также намерена существенным образом нарастить нетарифную выручку через развитие сети электрозаправок, услуг микросетей и demand response (системы управления спросом). В качестве мер, повышающих стоимость компании, упоминается принятие программы дополнительной долгосрочной мотивации менеджмента, основанной на акциях, а также новая дивидендная политика.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» замечает, что стратегия «Россетей» фактически «цементирует статус компании как госмонополии, ориентированной на выполнение национальных задач на горизонте до 2030 года». В этих условиях рост дивидендных выплат планируется обеспечить за счёт существенного увеличения нетарифной выручки и возможного изменения в законодательстве, позволяющего сетевому комплексу оставлять экономию от сокращения затрат в тарифе. При этом в пессимистичном сценарии, замечает он, сектор фактически полностью подчиняется логике выполнения госпроектов – инвестиции обеспечиваются в полном объёме, что означает существенный рост долговой нагрузки, а невыполнение поставленных целей по наращиванию нетарифной выручки будет вести к сокращению дивидендных выплат МРСК.