«Россети» получат право сохранять повышенные тарифы консолидируемых сетевых активов
Как и говорили осенью источники на энергорынке, проект условий консолидации сетевых компаний, подготовленный Минэнерго, позволяет ТСО сохранять за собой повышенные тарифы приобретаемых активов. Выше инфляции сетевой тариф может вырасти за счёт включения в «котёл» расходов на содержание сетей, сейчас не имеющих утверждённого тарифа. Но инфляционные ограничения распространяются на конечный тариф, Минэнерго обещает анализировать ситуацию и при необходимости проводить перераспределение средств «внутри котла». ФАС опасается, что динамика котлового тарифа всё же может превысить инфляционный рост, а потребители полагают, что в проекте Минэнерго реализованы худшие опасения рынка.
Как пишет «Коммерсант» 15 июня, Минэнерго предусмотрело возможность роста одноставочного котлового сетевого тарифа в регионе выше инфляции при консолидации электросетевого комплекса, следует из проекта постановления, опубликованного на regulation.gov.ru. Увеличение тарифа возможно при покупке сетей, не имеющих утверждённого тарифа. В основном это сети садоводств или частных компаний, которые лишились статуса ТСО после введения в 2015 году критериев квалификации. Если же речь идёт о приобретении действующей ТСО, консолидатор будет окупать сделку только за счёт экономии операционных расходов: у небольших ТСО тариф, как правило, выше, чем у крупной компании. Активы будут оцениваться исходя из предельных цен оборудования (утверждаются Минэнерго) с учётом амортизации.
Купить конкурента сможет любая компания независимо от структуры собственников. Однако основным бенефициаром этой программы на рынке считают госхолдинг «Россети», неоднократно заявлявший о планах поглощения конкурентов. В 2019 году общая выручка частных ТСО составила 870 млрд рублей, а межрегиональных распредсетевых компаний «Россетей» – 807 млрд рублей, оценил Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». В «Россетях» сообщили, что взаимодействуют с Минэнерго и иными ведомствами при разработке постановления и «поддерживают гармонизацию законодательства в этой части».
Сокращение числа ТСО заложено в стратегию развития электросетевого комплекса для достижения «технического и тарифного единообразия». После введения критериев квалификации число ТСО снизилось с 3 тыс. до 1,6 тыс. Второй этап затормозился: регуляторы не могли решить, за счёт каких средств консолидатор будет скупать ТСО. По данным «Совета рынка», больше всего ТСО (более 50) находится в Московской, Оренбургской, Саратовской областях, Краснодарском крае. По стратегии, к 2030 году останется 800 ТСО.
В Минэнерго подтвердили, что консолидация объектов, ранее не участвовавших в тарифном регулировании, действительно может вести к росту тарифов. «Но котловые тарифы для потребителей необязательно вырастут, регулятор учитывает все аспекты. Например, может быть произведена корректировка (перераспределение) выручки внутри «котла» между ТСО, учтён рост полезного отпуска, а также произведены иные корректировки. Всё зависит от конкретного случая в конкретном регионе», – утверждают там. Каждый проект будет оцениваться с учётом необходимости обеспечения надёжности и безопасности энергоснабжения и перспектив использования.
В ФАС считают, что проект постановления «может привести к росту «котлового» тарифа в регионе выше инфляции». В Минэкономики говорят, что не являются участниками обсуждения, проект официально к ним не поступал. В «Совете рынка» изучают материалы. В «Сообществе потребителей энергии» говорят, что в проекте реализованы худшие опасения: «Всю экономию от консолидации присваивает монополия, при этом допускается, что сетевые тарифы из-за расходов на покупку конкурентов могут расти выше инфляции».
По оценке главы Ассоциации защиты бизнеса Александра Хуруджи, в РФ около 1,5 тыс. сетей без тарифа. Есть риск, что оценка активов будет непрозрачной и начнётся принудительная скупка мелких компаний за счёт потребителей, говорит он. Оценить экономический эффект на данной стадии он не берётся. По расчётам Николая Посыпанко из Vygon Consulting, инвестпроект по покупке ТСО окупается за пять-десять лет. «Основной риск – вероятный пересмотр параметров регулирования», – полагает он. Если правила позволят при поглощении конкурентов ещё и наращивать тарифы, уточнил эксперт, количество привлекательных активов вырастет, как и цены сделок.