Минэнерго: «Цены на ОРЭМ в 1 ЦЗ в I полугодии выросли на 0,9%, во 2 ЦЗ снизились на 3,7%»
Средневзвешенная нерегулируемая цена на электроэнергию с учётом мощности в первом полугодии 2020 года демонстрирует либо снижение, либо прирост темпами значительно ниже инфляции, говорится в сообщении Минэнерго от 12 августа. Так, в январе-июне цена по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первой ценовой зоне (1 ЦЗ, европейская часть России и Урал) увеличилась на 0,9%, во второй ценовой зоне (2 ЦЗ, Сибирь) снизилась на 3,7%.
По поручению правительства РФ Минэнерго совместно с другими министерствами, ФАС, иными организациями готовит аналитические материалы по снижению стоимостной нагрузки на потребителей электроэнергии. Срок выполнения этого поручения (1 апреля – ред.) был продлён для проведения более полного анализа, пояснили в министерстве.
Минэнерго разработало предложения, позволяющие более справедливо распределить нагрузку на потребителей, отметили в министерстве. Речь идёт о дифференциации тарифов ФСК и введении оплаты сетевых резервов (по логике министерства, механизм понуждения к отказу от «сетевых излишков»), которые потребители расценивают как увеличение тарифной нагрузки. Сейчас прямые потребители ФСК не оплачивают перекрёстное субсидирование населения, указывают в Минэнерго. Тариф на услуги по передаче для прямых потребителей ФСК составляет около 0,36 рубля за 1 кВт/ч, что почти в 3,6 раза ниже самого низкого единого «котлового» тарифа на передачу (на высоком уровне напряжения) – 1,3 рубля за 1 кВт/ч и почти в девять раз ниже самого высокого единого «котлового» тарифа на передачу (на низком уровне напряжения) – 3,2 рубля. Таким образом, нагрузку по оплате «перекрёстки» для населения несёт в основном малый и средний бизнес, а крупный бизнес от неё освобождён. Минэнерго предлагает равномерно распределить эту нагрузку. В результате министерство ожидает снижения тарифов на услуги по передаче электроэнергии в распределительных сетях в среднем на 4,5%.
Также к оптимизации сетевых тарифов должно привести введение сетевого резерва, полагают в профильном министерстве.
«По данным «Россетей» на основе деятельности их дочерних компаний в 72 регионах, неиспользуемый резерв мощности достигает 60% от общего объёма. При этом все затраты как на строительство, так и на эксплуатацию этой сетевой инфраструктуры включаются в тарифы для потребителей соответствующих регионов. Минэнерго подготовило и внесло в правительство проект постановления о поэтапном отказе потребителей от излишней неиспользуемой мощности – резерва электросетевой мощности с 2021 года. Для потребителя предлагается несколько различных вариантов оптимизации имеющихся у него неиспользуемых резервов сетевой мощности, среди которых снижение величины максимальной мощности, её перераспределение в пользу иных потребителей. Согласно проекту постановления, в случае если потребитель решит сохранить резерв и его оплачивать, то у сетевых организаций дополнительно полученные доходы в виде платы за сетевые резервы в следующем периоде регулирования будут исключены при расчёте необходимой валовой выручки, то есть это ведёт к возможному уменьшению тарифа», – говорится в сообщении Минэнерго.