Госдума приняла закон о CO2-эксперименте на Сахалине, «пилот» запустят 1 сентября

Госдума 16 февраля приняла в третьем чтении закон, запускающий эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов на Сахалине. Эксперимент будет проводиться на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года, а также на территориях иных субъектов РФ, включённых в эксперимент путём внесения изменений в ФЗ, передал «Интерфакс».

Во втором чтении законопроект был рассмотрен Госдумой накануне. Этот эксперимент позиционируется правительством как «обкатка» возможной модели углеродного регулирования в России, напоминает «Коммерсант». На Сахалине планируется инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов (ПГ), а также квотирование выбросов для крупных эмитентов (с уровнем выбросов от 50 тыс. тонн СО2-эквивалента). Как ранее сообщали в Минэкономики, квоты планируются для 21 организации с выбросами по 20 тыс. тонн парниковых газов в год.

Ко второму чтению было решено отложить старт эксперимента – поправки предусматривают его перенос с уже совсем близкого 1 марта на 1 сентября 2022 года, сообщила газета 16 февраля. Как пояснил замглавы Минэкономики Илья Торосов, это связано с разработкой подзаконных актов: они должны быть подготовлены одновременно со вступлением закона в силу. Речь идёт о десятке документов, среди которых методика определения размеров квот, правила исчисления и взимания платы за их превышение. «Мы получили много предложений от бизнеса – их необходимо учесть», – сказал г-н Торосов.

Цель эксперимента — достижение углеродной нейтральности на территории Сахалина к концу 2025 года. Объем выбросов ПГ в регионе в 2021 году составил 12,3 млн тонн CO2-эквивалента, поглощения – 11,1 млн тонн. Эта разница в 10% и должна сократиться за время эксперимента. Для этого региону придётся перевести 145 котельных с угля на газ, повысить долю экологичного транспорта до 50%, а также увеличить долю возобновляемых источников энергии.

Бизнес будет предоставлять расширенную углеродную отчётность, с учётом которой ему будут устанавливаться квоты, то есть целевые объёмы выбросов. В доработанной ко второму чтению версии процедура проектировки квот региональными властями несколько усложнилась. Теперь для этого потребуется ещё и общественное обсуждение – с урегулированием появившихся разногласий. Уточнены также сроки выдачи квот – до 1 октября первого календарного года представления углеродной отчётности. Таким образом, первые квоты будут получены к 1 октября 2023 года.

За превышение квот предусмотрена плата – она исчисляется путём умножения величины выбросов парниковых газов сверх квоты на соответствующую ставку (исходить планируется из среднемировой цены на выбросы ПГ в $2 за тонну СО2 и средней цены квоты в европейской системе торговли квотами в €25 за тонну СO2(текущие ставки – около €90)). Если же предельный объём выбросов не достигнут, бизнесу начисляются единицы выполнения квот (одна «сэкономленная» тонна CO2 равна одной такой единице). Их предприятия смогут использовать по своему усмотрению – например, продавать или засчитывать.

Среди 17 принятых 15 февраля поправок есть и чисто технические – например, синхронизируется представление бизнесом углеродной отчётности и отчётов о выбросах, предусмотренных базовым законопроектом о парниковых газах, принятым в 2021 году (они будут направляться в госорганы в один и тот же срок и «погружаться» в единый реестр выбросов ПГ).

Интерфакс, Коммерсант