Ъ: «Генсхему-2042 могут финансировать за счёт удвоения цен на электричество, до ₽12,8 за 1 кВт•ч к концу срока»

Минэнерго РФ предлагает профинансировать реализацию Генсхемы размещения энергообъектов до 2042 года стоимостью свыше 40 трлн рублей за счёт повышенных платежей энергорынка, передал «Коммерсант» 8 апреля. Источник финансирования этих мероприятий до сих пор не назывался. Дополнительное строительство генерации и электросетей может к 2042 году поднять конечную стоимость электроэнергии почти вдвое, до 12,8 рубля за 1 кВт•ч. Промышленники называют подход к развитию отрасли за счёт кратного роста цены контрпродуктивным.

Конечная стоимость электроэнергии в РФ (включает цену оптового энергорынка с учётом электросетевого тарифа и энергосбытовой маржи) к 2042 году может вырасти почти вдвое – с 6,6 рубля до 12,8 рубля за 1 кВт•ч (в ценах 2025 года). Такой прогноз содержится в материалах Минэнерго к стратегической сессии правительства «Развитие электроэнергетического комплекса РФ», которая пройдёт 8 апреля (Ъ видел проект презентации).

Рост цены ожидается в основном за счёт увеличения инвестиций в строительство новой генерации и роста тарифа на передачу электроэнергии. Судя по материалам Минэнерго, помимо реализуемой сейчас программы модернизации старых ТЭС цену будет поднимать и строительство 88,5 ГВт новых генерирующих мощностей и электросетей в рамках реализации Генcхемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Стоимость новой генерации в рамках документа оценена в 42,6 трлн рублей (с НДС) в прогнозных ценах соответствующих лет: 40,05 трлн – на объекты генерации и 2,55 трлн – на электросети. Но источник финансирования Генсхемы не назывался, правительство говорило лишь о дефиците средств на её реализацию.

Традиционно финансирование новых генмощностей или модернизация старых в РФ реализуются через механизмы, аналогичные программе договоров на поставку мощности (ДПМ), которая гарантирует возврат инвестиций в строительство электростанций за счёт повышенных платежей крупных потребителей (кроме населения).

Как сообщал 2 апреля глава Минэнерго Сергей Цивилев, министерство в рамках стратсессии правительства предложит создать нацпроект по электроэнергетике. «Нам нужно построить 88 ГВт новой генерации, и ещё 66 ГВт – модернизация, плюс ещё огромное количество сетей… Это очень большой, амбициозный инвестиционный проект», – пояснил министр. Вместе с тем, по его словам, Минэнерго ставит перед собой задачу обеспечить в РФ одну из самых низких в мире цен на производство электроэнергии.

На развитие электросетей до 2036 года потребуется 16,6 трлн рублей инвестиций, из которых 9,66 трлн рублей направят в распредсетевой комплекс, 6,94 трлн рублей – в магистральный. Но из-за того, что индексация тарифа на передачу электроэнергии в последние годы была ниже, чем рост индекса потребительских цен, дефицит тарифных источников госхолдинга «Россети» уже в 2025 году достигает 575 млрд рублей. До 2042 года госхолдинг планирует построить энергомост от Курской и Нововоронежской АЭС до Москвы. Также предусмотрено усиление связей между Объединёнными энергосистемами (ОЭС) Сибири и ОЭС Урала за счёт строительства к 2028 году четырёх ЛЭП на 500 кВ. Помимо этого, для покрытия перспективного спроса в юго-восточной части Сибири планируется протянуть четыре линии постоянного тока, а в ОЭС Востока – две ЛЭП на 500 кВ.

Исходя из материалов стратсессии, обеспечить развитие электросетей Минэнерго также предлагает за счёт льготного кредитования, энергетической ипотеки, кешбэка и инфраструктурных облигаций. Мерой поддержки также может стать повышение ковенанты долг/EBITDA (сейчас — 3,5) для обеспечения возможности заимствования большего объёма финансовых ресурсов.

Как следует из проекта поручений по итогам стратегической сессии, регуляторы к 30 сентября должны представить предложения по оплате услуг по передаче электроэнергии по максимально заявленной, а не фактической мощности. Среди других поручений – введение «эталонов» затрат сетевых компаний с 2026 года, доведение ставок льготного техприсоединения до экономически обоснованного уровня, изменение подходов к оплате услуг по передаче электроэнергии по единой национальной энергосистеме. Также регуляторам предложено разработать механизмы участия сетевых организаций в отборах инвестиционных проектов для предоставления сетевой мощности. В Минэнерго отказались комментировать предварительные материалы к стратсессии. В «Россетях» не ответили на запрос Ъ.

В «Сообществе потребителей энергии» отметили, что не считают надлежащим ресурсом развития отрасли предлагаемый кратный рост цены на электроэнергию. «Ставка на экстенсивные меры контрпродуктивна, поскольку заставит промышленность активнее переходить на собственные источники генерации», – заявили там.

Сергей Роженко из Kept поясняет, что ключевой вызов для экономически эффективной окупаемости проектов – их финансирование не за счёт энергорынка, а за счёт привлечённых кредитных средств: только после ввода объектов в эксплуатацию начинается возврат средств через повышенные платежи потребителей. В условиях высоких ставок, по его мнению, это приводит к тому, что свыше половины средств используется неэффективно на покрытие банковских процентов. «Именно поэтому видно, что основной пик платежей за генерацию, как следует из материала стратсессии, смещён за 2032 год. В то же время рост тарифа электросетевого хозяйства происходит гораздо более плавным образом», – отмечает эксперт. В условиях роста кредитных ставок и ценовой неопределённости эффективным способом, как считает г-н Роженко, может стать переход к фондовому финансированию вместо заёмного банковского, когда опережающее строительство генерации финансируется полностью или частично напрямую из текущего платежа – по аналогии с сетевыми тарифами.

Источник: Коммерсант, Переток