Ъ: «Генераторы посчитали ценник на КОМ НГО за ОЭС Юга заниженным на 25–30%»
Конкурс на строительство в энергосистеме Юга новых газовых ТЭС общей мощностью до 941 МВт не состоялся. По данным «Коммерсанта», заявку на конкурс подал только «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), но указал в ней завышенный CAPEX. По условиям отбора предложения должны быть ниже 299 тыс. рублей за 1 кВт. Энергетики, по данным издания, считают ценник заниженным на 25–30%. Потребители называют срыв конкурса «попыткой энергокомпаний заработать на трудностях, угрожающих энергобезопасности региона».
Конкурс на строительство новой генерации (КОМ НГО) в энергосистеме Юга не состоялся, сообщил в пятницу, 16 августа, «Системный оператор ЕЭС» (СО). Как следует из его сообщения, на отбор пришла только одна заявка, но она была оформлена некорректно. По данным Ъ, заявку подал ГЭХ, но CAPEX в ней был выше предельного уровня. Максимальный CAPEX на отборе составлял 299 тыс. рублей за 1 кВт (с учётом присоединения к электро- и газовым сетям). Инвесторы должны подавать заявки с понижением цены. Выигрывает заявка с наименьшим CAPEX.
ГЭХ, по словам источника издания, подал заявку в отношении северной части Краснодарского края. Собеседник утверждает, что установленный CAPEX занижен минимум на 25–30%. По данным Ъ, энергокомпания также прорабатывала заявку в отношении Адлерского района, но её не подали из-за отказа администрации в предоставлении земельного участка, примыкающего к Адлерской ТЭС (принадлежит ГЭХу). В ГЭХе воздержались от комментариев. В «Интер РАО» – ещё одном потенциальном участнике отбора – сказали, что «не участвовали в конкурсе по ряду причин», не раскрыв деталей.
Механизм КОМ НГ был запущен для строительства генерации в энергодефицитных регионах. Параметры для каждого конкурса утверждает правительство. Инвестор, победивший на отборе, окупает свои вложения за счёт оптового энергорынка, который платит надбавку за мощность новых объектов. В рамках конкурса на юге предполагалось, что базовая годовая доходность новых ТЭС составит 14% (при ставке ОФЗ в 8,5%). Инвестор обязан использовать российское оборудование, включая турбины. На несостоявшемся конкурсе разыгрывали квоту объёмом до 941 МВт. Станции нужно построить до июля 2029 года. Причём проблемы с энергоснабжением потребителей на юге страны начались уже этим летом: в июле диспетчерам приходилось отключать от электроснабжения даже бытовых потребителей.
Инвесторы не первый раз бойкотируют конкурсы строительства генерации. В 2022 году никто не пришёл на отбор проектов для Бодайбинского энергоузла, после чего правительство назначило «Интер РАО» строителем новой ТЭС в Якутии, чей CAPEX будут утверждать уже по факту. Весной 2024 года на конкурсе проектов ТЭС в Сибири разыграли только 40% квоты: энергокомпании жаловались на заниженный CAPEX. В результате правительству пришлось повысить CAPEX для конкурса в Сибири на 40%, до 591 тыс. рублей за 1 кВт. Повторный конкурс на 700 МВт пройдёт до конца августа.
В Минэнерго заявили, что конкретные причины несостоявшегося конкурса будут определены позднее, но напомнили, что компании неоднократно высказывались о серьёзном росте стоимости энергомашиностроительного оборудования, а также строительно-монтажных работ.
В «Сообществе потребителей энергии» напомнили, что параметры КОМ НГО для юга обсуждались на разных уровнях. «Поскольку обоснованность расчётов и компетентность регуляторов несомненна, можно предположить неуместную попытку ограниченного числа энергокомпаний заработать на трудностях, угрожающих энергобезопасности крупного региона, – предположили в ассоциации. – Новое руководство отрасли стоит перед дилеммой: идти у них на поводу, как в случае недавних отборов в Сибири, или решить проблемы дефицитов более надёжно и экономично, в том числе за счёт собственного ресурса контролируемых государством генерирующих компаний».
Очередной случай отсутствия участников на конкурсах по отбору новой генерации становится тревожным сигналом, ставящим под сомнение дееспособность указанного механизма отбора, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Исходя из практики возможны два варианта, говорит он: провести ещё один конкурс с более высокой ценой или назначить ответственного за стройку вне конкурсной процедуры. Он полагает, что регуляторам необходимо проанализировать причины отсутствия участников на конкурсе. Важно понять, действительно ли предлагаемые на конкурсе параметры цены являются экономически нецелесообразными для генерирующих компаний или такое поведение – следствие монополизации отрасли, указывает эксперт.