Энергоэффективность по-американски

Повышение энергоэффективности уже много лет остаётся в России благодатной темой для абстрактных рассуждений, однако существенных изменений не происходит. Реальные проекты единичны и являются скорее результатом частных договорённостей между энергетиками и потребителями, чем следствием госполитики. За рубежом тема развивается существенно активнее, и далеко не всегда речь идёт об экзотических и дорогих проектах типа электрогенерирующих пешеходных дорожек. Региональная американская компания Roanoke Electric Cooperative, снабжающая электричеством в том числе бедные сельские районы Северной Каролины, нашла способ качественно улучшить энергоэффективность домов своих потребителей, не только не повышая при этом тарифы на свои услуги, но, напротив, снижая их.

Энергоэффективность по-американски

Источник: Jon Bilous / Shutterstock.com

Хватит топить небо

«Наш район – один из самых бедных в стране, – говорит глава Roanoke Electric Cooperative Кёртис Уинн (Curtis Wynn). – Нашими услугами пользуется множество людей со столь низкими доходами, что нередко львиная доля их ежемесячного бюджета уходит на оплату счетов за электричество».

По словам Кёртиса Уинна, в их районе счета за свет некоторых домовладельцев могут достигать $700. Но виной тому отнюдь не чрезмерные тарифы, а сами дома с прорехами в оконных рамах и воздуховодах и скверной изоляцией. Иными словами, жители зимой топят, а летом охлаждают атмосферу, избыточные расходы энергии при этом, по данным Минэнерго США, доходят до 20%.

По данным Департамента энергетики США, на жилые и коммерческие здания приходится 40% всего энергопотребления в стране. Из $2 тыс., которые в среднем расходует каждый американец в год, от $200 до $400 приходится на энергетические потери от плохой теплоизоляции зданий и использования устаревшего теплового и охлаждающего оборудования.

Простое и очевидное решение этой проблемы – повышение энергоэффективности: проклейка окон, латание дыр в отопительной системе, замена старых теплонасосов на современные, теплоизоляция чердачных помещений. Затраты на эти работы могут варьироваться от нескольких сотен до тысяч долларов, но со временем такие инвестиции с лихвой окупятся за счёт сэкономленной энергии. Но проблема в том, что столь серьёзные вложения могут быть не под силу потребителям с низким доходом, у которых нет ни наличных денег на ремонт системы отопления, ни возможности взять кредит. Однако благодаря инновационному финансовому механизму коммунальные компании вроде Roanoke Electric Cooperative используют свои кредитные возможности для апгрейда энергоэффективности, не требуя от своих потребителей никаких первоначальных вложений.

«Мы помогаем нашим потребителям снизить их энергопотребление, а в конечном счете их счета за электроэнергию и коммунальные услуги и в то же время мы снижаем затраты на покупку энергии», – говорит г-н Уинн.

Модернизируй и экономь

Суть механизма, используемого Roanoke Electric, в так называемом тарифицированном финансировании счетов (tariffed on-bill financing). Используя целевые кредиты от федерального правительства, коммунальные компании оплачивают мероприятия по повышению энергоэффективности, проще говоря, латают дыры в прохудившихся домах, а затем компенсируют свои затраты, заложив их в счета за свет и отопление, снизившиеся в результате произошедших изменений.

Схема работает благодаря одному ключевому обстоятельству: тариф рассчитан таким образом, что он всегда остаётся ниже, чем был до реконструкции дома. Около 80% сэкономленных средств уходит на компенсацию затрат коммунальщиков, а 20% вычитаются из коммунальных платежей жителей. Иными словами, потребители не только компенсируют затраты на апгрейд их жилья, но при этом сами платят меньше, чем раньше.

Программу «Модернизируй, чтобы сэкономить» (Upgrade to $ave), инициированную Roanoke Electric Cooperative, администрирует корпорация EEtility, базирующаяся в Арканзасе и консультирующая коммунальщиков на предмет повышения энергоэффективности обслуживаемого ими жилого фонда, а также координирующая работу подрядчиков, непосредственно внедряющих энергосберегающие технологии. Сооснователь EEtility Тамми Агард (Tammy Agard) называет такой подход win-win-win, ведь в результате выигрывают сразу три стороны: жители, коммунальные компании и окружающая среда.

В отличие от большинства программ по повышению энергоэффективности, модель, привязанная к тарифу (tariff-based), подразумевает привязку не к конкретному потребителю, а к адресу. Это позволяет арендаторам – участникам программы снижать свои ежемесячные траты на электричество и тепло без необходимости оплачивать всю стоимость ремонта, если, к примеру, они намерены переехать. После того как кредит на модернизацию выплачен, заложенная на эти цели сумма вычитается из тарифа, так что он становится существеннее ниже прежнего. Этот подход, именуемый «плати, сколько сэкономил» (Pay As You Save) и разработанный Институтом энергоэффективности Вермонта (Energy Efficiency Institute in Vermont), был лицензирован для использования коммунальными компаниями по всей стране – от Калифорнии до Огайо.

В 2018 году Американский совет по энергоэффективной экономике (ACEEE) признал EEtility «Чемпионом энергоэффективности» за помощь жителям с низкими доходами в реализации подобных проектов. Кстати, в нынешнем году этого звания удостоилась коммунальная компания Consumers Energy, абонентами которой являются более 6 млн человек. Инициированная Consumers Energy программа The Small Business Energy Efficiency ориентирована на небольшие предприятия и некоммерческие организации. С 2015 по 2017 год число её участников возросло с 7179 до 20 000 человек. По данным консалтинговой компании EMI Consulting, уровень клиентской удовлетворённости составил 9,1 балла из 10. Благодаря участию в программе потребители из числа малого бизнеса получают финансовые стимулы к установке «умных» термостатов, LED-освещения, экономичных водонагревателей, холодильных установок и т. п. В сельскохозяйственном секторе Consumers Energy помогла своим клиентам реализовать 969 проектов, которые с 2011 года в сумме позволили им сэкономить $3,7 млн.

В масштабах страны

Программы, подобные той, что реализуется в Северной Каролине, получают всё большее распространение в США. Для коммунальных компаний дешевле развивать энергоэффективность, чем строить новые генерирующие мощности. Многие штаты от них этого требуют, и коммунальщики предлагают потребителям разнообразные варианты развития энергоэффективности, включая кредиты, финансируемые самими энергокомпаниями, и программы, предполагающие оплату допрасходов за счёт налоговых отчислений конкретных потребителей. Но, как отмечают эксперты, пока эти усилия не смогли подтолкнуть население в массовом порядке повышать энергоэффективность своих жилищ.

«Это сложная задача», – говорит старший партнёр ACEEE Мартин Кушлер (Martin Kushler). Он наблюдает за программами по энергоэффективности в коммунальной сфере с 2003 года, и, по его словам, хоть схемы и совершенствуются, темпы внедрения энергоэффективных технологий остаются невысокими.

«Эти усовершенствования действительно со временем снижают затраты жителей на электроэнергию, но в то же время существует немало барьеров к тому, чтобы люди активно включались в такие программы. Это может быть недостаток времени, опасения из-за необходимости взаимодействовать с подрядчиками, недостаток информации о том, к какой программе можно присоединиться. Хорошо продуманная программа должна отвечать на все эти вопросы», – полагает г-н Кушлер.

Для Кёртиса Уинна и его компании корпорация EEtility предусмотрела ответы на все вышеперечисленные вызовы. К февралю более 400 из 14 тыс. членов этого кооператива усовершенствовали свои дома в рамках программы, а ещё 1,5 тыс. выразили желание к ней присоединиться.

«Мы получаем такие запросы каждый день, – говорит г-н Уинн. – Самая большая проблема для нас в том, что некоторые дома в слишком плачевном состоянии, чтобы инвестиции в их реконструкцию могли окупиться».

Но и при таких условиях Кёртис Уинн с коллегами рассчитывают в ближайшие годы включить в программу по меньшей мере ещё 500 домохозяйств.

EEtility сейчас сотрудничает с тремя подобными коммунальными компаниями в США и ведёт переговоры еще с двенадцатью. Большая часть этих компаний – энергетические кооперативы, обслуживающие потребителей с низким уровнем дохода, но Тамми Агарт убеждена, что их подход годится для любого рынка.

«Наша программа вполне может быть растиражирована на всю страну, – говорит менеджер. – Ведь если она работает для самых уязвимых слоёв населения, то почему она не может работать для всех?»

Источники: https://ensia.com, https://www.smart-energy.com, https://www.energy.gov


Автор: Григорий Вольф

Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33