Дешевое солнце Казахстана

СП «Реновы» и «Роснано» «Хевел» первым из российских инвесторов в зелёную генерацию может заключить экспортный контракт: компания выиграла конкурс на строительство двух СЭС в Казахстане мощностью 70 МВт. Капвложения в проект, по оценкам аналитиков, могут составить 4,6–8,5 млрд рублей, передал «Коммерсант». Сейчас в РФ активно обсуждается механизм продления поддержки зелёной генерации, ключевым его критерием может стать экспорт продукции. Кейс подразумевает строительство СЭС в Казахстане практически на порядок дешевле, чем в России. В соседней стране другая рыночная модель, выше уровень инсоляции, но, главное, отсутствуют требования по локализации: «Хевел» сможет использовать здесь более дешёвые компоненты из Китая, что принципиально сказывается на цене, говорят источники «Перетока» на рынке.

Дешевое солнце Казахстана

Источник: junrong/Shutterstock.com

«Хевел» (СП «Реновы» Виктора Вексельберга и «Роснано», инвестор в солнечную генерацию и производитель оборудования) выбрал квоту в 70 МВт из 150 МВт на строительство солнечных электростанций (СЭС) в Казахстане, это две станции на юге страны, следует из сообщения КОРЭМ (казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности). Суммарный объём заявок составил 1,27 ГВт, стартовая цена на аукционе была 32 тенге за 1 кВт∙ч выработки ($0,09). По итогам торгов стоимость упала на 30% – до $0,05–0,06 за 1 кВт∙ч. Ввести станции «Хевел» должен в 2019–2020 году. По оценке Фёдора Корначёва из Sberbank Investment Research, общая величина капвложений «Хевел» в строительство отобранных в Казахстане объектов может составить 4,6–8,5 млрд рублей.

В Казахстане работает концепция по переходу к зелёной экономике: к 2050 году 50% вырабатываемой электроэнергии должны приходиться на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Уровень в 3% должен быть достигнут к 2020 году, в 10% – к 2030 году. Всего в 2018 году должен быть разыгран 1 ГВт ВИЭ – 290 МВт СЭС, 620 МВт – ветровых станций (ВЭС) и 75 МВт ГЭС. Глава Ассоциации предприятий солнечной энергетики Антон Усачёв пояснил «Коммерсанту», что инвесторам в Казахстане предоставляются налоговые льготы, а при экспорте действуют льготные ставки финансирования. Напомним, по данным «Совета рынка», из 1,79 трлн рублей, которые покупатели ОРЭМ заплатят в рамках действующей программы ДПМ ВИЭ, на долю банковских процентов приходится 43%, ещё 17% составляют налоги на прибыль и имущество.

«Хевел» получил контракт на фоне дискуссии о необходимости продления в РФ программы поддержки зелёной генерации после 2024 года. Сейчас поддержка осуществляется через механизм договоров на поставку мощности (ДПМ ВИЭ), гарантирующих возврат инвестиций за счёт повышенных выплат оптового энергорынка. Изначально выделенная для развития отрасли квота в 5,42 ГВт ВИЭ выбрана на 96%, но инвесторы считают, что без дальнейшей поддержки сектор может сжаться, и просят разрешить строительство еще 10 ГВт. 15 октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака регуляторы предложили увязать продление господдержки с обязательствами инвесторов производить продукцию на экспорт. По итогам совещания Минэнерго, Минпром и «Роснано» должны будут дополнительно оценить программу продления поддержки ВИЭ через ДПМ с учётом обязательного включения производства оборудования в нацпроект «Международная кооперация и экспорт в промышленности».

Ставки, по которым «Хевел» будет строить СЭС в Казахстане, могут оказаться на порядок ниже внутрироссийских «расценок». 12 октября в Пятигорске «Совет рынка» провёл конференцию, которая была посвящена вопросу поддержки ВИЭ в России за горизонтом 2024 года, когда завершится программа ДПМ ВИЭ. На ней участники рынка отмечали, что несмотря на уже оказанную поддержку сектор остаётся неконкурентным.

«Более чем за триллион рублей мы получили мощности с КИУМ (коэффициент использования установленной мощности – ред.) 14% по цене 31 рубль за 1 кВт∙ч», – отмечала тогда председатель набсовета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина. Удельная стоимость производства электроэнергии (одноставочный тариф, LCOE) на объектах альтернативной генерации снизится с нынешних 24 рублей до 12 рублей к 2024 году, говорил партнёр по практике «Электроэнергетика» Vygon Consulting Алексей Жихарев. Потенциал снижения цен на энергию СЭС в 2030 году его компания оценивает в 42% от нынешних уровней, ВЭС – в 19%. В ходе последнего отбора проектов в рамках ДПМ ВИЭ в 2018 году одноставочная цена (LCOE) СЭС с вводом в 2022 году сформировалась на уровне около 13 – 20 рублей за 1 кВт*ч, следует из презентации замглавы НП «Совет рынка» Олега Баркина, которая была представлена на конференции в Пятигорске.

Рентабельность проектов в России и Казахстане примерно одинакова, утверждают в «Хевел».

«Условия реализации проектов в Казахстане отличаются от российских в первую очередь тем, что по итогам конкурса заключается договор на продажу электроэнергии по индексируемому зелёному тарифу. В течение 15 лет минимальная одноставочная цена индексируется по следующему принципу: 70% от цены в привязке к доллару США и 30% – по годовой инфляции. Проекты, в которых мы планируем свое участие находятся на юге Казахстана, где солнечная инсоляция составляет около 1800 кВт*ч/м2 в год, что гарантирует высокую выработку, кроме того, мы прорабатываем различные варианты технических решений, например, установку двусторонних модулей, которые ускорят возврат инвестиций», – поясняет представитель «Хевел».

Среди других факторов, позволивших российской компании, выставить приемлемую цену на конкурсе в Казахстане – возможность использования льготного финансирования при реализации экспортного контракта. Его источник в компании раскрывать не стали. В компании поясняют, что выбор оборудования для СЭС в Казахстане будет проведён позднее, ближе к началу практической реализации проектов.

В Казахстане собственная рыночная модель, как такового рынка мощности там нет; кроме того, в силу географических причин в соседней стране более высокий уровень природной инсоляции, что делает генерацию более дешёвой и рентабельной, говорит источник «Перетока» на энергорынке.

«Чтобы корректно сравнивать цену строительства СЭС в России и Казахстане, необходимо провести расчёты с учётом разницы моделей, но сразу можно сказать, что показатели будут различаться в несколько раз; объяснить столь существенное расхождение лишь уровнем инсоляции невозможно», – говорит собеседник «Перетока». Принципиальное отличие российских отборов от казахских в том, что там отсутствуют требования по локализации: в Казахстан будут поставляться более дешёвые компоненты СЭС, которые производятся в Китае. Именно этот фактор стал определяющим при формировании цен создания СЭС в соседней стране, полагает источник.

В том, что при строительстве СЭС в Казахстане «Хевел» будет использовать китайские компоненты не сомневается и ещё один информированный собеседник в секторе. «Условия конкурса не предполагали локализационных требований, так что действия российской компании вполне корректны, она вправе поставлять в Казахстан более дешёвые (нежели солнечные панели самой «Хевел» – ред.) китайские компоненты», – говорит он. Впрочем, он не стал обсуждать, насколько корректным будет возможное использование кейса в Казахстане при продвижении темы дальнейшей поддержки сектора с прицелом на экспортные перспективы.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33