России срочно нужна нормативная база для развития электротранспорта и заправочной инфраструктуры

Путь электрокаров в массовый сегмент автомобильного рынка оказался более трудным, чем многим казалось на старте внедрения технологий. Основной проблемой стала ёмкость аккумуляторов – прорывных решений в этом сегменте сразу найти не удалось. Но постепенные усовершенствования, пусть и позднее, делают электромобили всё более популярными в мире. Сейчас передовые образцы электромобилей на литий-ионных батареях могут превышать порог в 1000 км на одной зарядке. В августе этого года Tesla Model S смогла пройти 1078 км без подзарядки. В этой связи всё более актуальным становится вопрос развития инфраструктуры для обслуживания, и прежде всего «заправки» электрокаров. О существующих решениях и их перспективах в России «Перетоку» рассказал генеральный директор компании «ГлобалЛинк»* Андрей Джумаев.

Андрей Джумаев

Мировые перспективы

Рынок электромобилей переходит в фазу активного развития, это признают все авторитетные экономические аналитики. На конец 2016 года, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в мире насчитывалось около 2 млн электромобилей, из которых половина (1 млн) была продана за 2016 год. МЭА прогнозирует, что к 2020 году их количество будет в промежутке от 9 до 20 млн и в промежутке от 40 до 70 млн к 2025 году.

Большинство мировых автогигантов спешно пересматривают программы развития и заявляют о разработке десятков новых моделей на электродвигателях. При этом у них уже есть серьёзный конкурент в лице Tesla Илона Маска, пытающейся захватить максимальную долю нового рынка.

Драйвером роста в настоящий момент является Китай. Правительство Поднебесной крайне заинтересовано в увеличении количества электромобилей, так как уровень загрязнённости воздуха в городах страны порой превышает норму в десятки раз. По данным МЭА, на Китай в 2016 году пришлась треть продаж электромобилей (336 тыс. штук). Вторым по размеру рынком является Евросоюз, на долю которого пришлось 216 тыс. проданных электромобилей.

Господдержка: расшивка «узких мест» в интересах потребителей и экологии

Все развитые и большинство развивающихся стран стараются поддерживать переход на электромобили. В Японии и США проводится федеральное субсидирование покупателей таких машин, кроме того, электрокары – крупная статья в закупках для госнужд в Европе и США. Помимо этого, в большинстве стран популярность электромобилей повышается за счёт отмены платы за парковку для экологичных машин, снижения либо полного обнуления транспортного налога, освобождения от разовых налоговых сборов при покупке авто. Зарядная инфраструктура в европейских странах уже несколько лет не является какой-либо проблемой: наряду с небольшими частными компаниями программы по открытию сотен точек доступа к электропитанию развернули крупнейшие игроки рынка.

На этом фоне российский рынок, фактически не имеющий господдержки, сильно отстаёт: пока автопарк электромобилей в России составляет немногим более 1000 штук. Однако перспектива очевидна: даже оставляя за скобками экологические резоны, рано или поздно и в России передвигаться на электромашинах окажется дешевле, чем сжигать бензин. Подготовку к процессу необходимо начинать хотя бы сейчас, но, скорее, вчера. Необходимо менять законодательство и закладывать в инфраструктурные проекты (такие как «Моя улица в Москве», подготовка к крупным международным мероприятиям и др.) те нормы, которые ускорят внедрение инноваций в нашу обыденную жизнь. Но пока приходится констатировать, что никакой серьёзной законотворческой работы в этом направлении в России не ведётся.

Реализация перспективного потенциала: ключевые шаги в России

Отсутствует целенаправленная господдержка развития доступной сети электрозаправок и самого электротранспорта. Инициатива на местах показывает, что интерес к проектам построения сети электрозаправок есть. Однако опыт «Россетей» свидетельствует, что подобные инициативы по закупке зарядных станций носят у игроков рынка пока лишь имиджевый характер. Реального системного подхода по организации мониторинга и управления сетью зарядных станций не наблюдается.

Сейчас наиболее эффективными механизмами для развития сектора в России могли бы стать:

  • ужесточение стандартов выбросов вредных веществ (по примеру США и Китая);

  • корректировка ПДД с целью предоставления преференций владельцам электромобилей: запрет на парковку около зарядных станций бензиновых машин (выделенная парковка около зарядных станций аналогично, как сделано сейчас для инвалидов), льготные условия парковки для электромобилей и пр.;

  • крупные инфраструктурные проекты в обязательном порядке должны учитывать вопросы создания сопутствующей инфраструктуры для электромобилей. Отдельно необходимо решать вопрос подключения к сетям – пока он остаётся одним из наиболее острых для зарядных станций;

  • необходимо ввести субсидии на покупку электромобилей. Пока они, как и зарядная инфраструктура, облагаются нулевой таможенной пошлиной. Но этого недостаточно для развития сектора в России;

  • создание отечественных высокотехнологичных предприятий по производству электромобилей и зарядных систем нуждается в грантовой поддержке государства. В настоящий момент отечественный бизнес проявляет интерес к данной теме, инвесторы готовы реализовать ряд проектов (например, создания лёгких городских электрогрузовиков в Татарстане), но без поддержки, закреплённой законодательно, сделать это будет чрезвычайно сложно.

Комплексный подход к созданию зарядной инфраструктуры в России позволит эффективно развивать сектор электрического транспорта. Мы готовы помогать нашим заказчикам создавать собственные сети станций, в которые уже на этапе проектирования закладываются принципы мониторинга и оптимизации как технического, так и финансового управления инфраструктурой зарядных станций. Сейчас большинство зарядных станций в рамках имиджевых проектов размещается бессистемно, без соответствующих расчётов: станция просто «ставится». Непродуманность проектов заставляет «дорабатывать их на месте», что сказывается на бюджете проекта, окупаемости и техническом качестве. Так что ожидаемый результат достигается далеко не всегда.

Исходя из этого, наша цель – облегчение жизни водителям электрокаров. Сейчас размещённая в Интернете информация об электрозаправках не всегда соответствует действительности. Нередки случаи, когда указанные на карте заправок станции оказываются закрыты или демонтированы при реконструкции улиц. Необходимые водителям разъёмы могут отсутствовать на зарядных станциях и пр. Отсутствие возможности в режиме реального времени увидеть доступные для подзарядки станции порождает лишь негатив у текущих владельцев электромобилей и отталкивает потенциальных.

Сейчас всё больший интерес к российскому рынку электрозаправок проявляют иностранные вендоры. Рост конкуренции ведёт к снижению цен, что, в свою очередь, должно вести к росту количества проектов. При этом китайские производители уже наладили производство зарядных станций мирового уровня, но Setec Power, партнёром которого мы являемся, пока остаётся единственным производителем в Поднебесной, производящим «быстрые» зарядные станции, соответствующие требованиям европейского рынка. Использование блочных принципов построения системы на базе 10-киловаттных модулей позволяет снизить затраты на обслуживание и ремонт.

При этом мы способны спроектировать не только отдельные зарядные комплексы, но и предложить комплексное инфраструктурное решение. Проводимый нами аудит проектов позволяет дать объективное заключение, исходя из нашего значительного опыта работы в условиях российской действительности.

Рынок электромобилей и электрозаправочной инфраструктуры в России крайне юн. Пока огромное количество ошибок совершается на стадии проектирования. Так, экономя на выделяемой мощности, некоторые девелоперы закладывают в проект 7-киловаттные однофазные станции. По ним полная скорость заряда стандартного электромобиля составляет до 10 часов. Вряд ли такая «зарядка» будет пользоваться популярностью у водителей. Подобные ошибки легко просчитываются при грамотном и профессиональном подходе к строительству электрозаправочной инфраструктуры. Такой подход является основой для деятельности нашей компании.

*эксклюзивный дистрибьютор на территории России оборудования компании Setec Power – крупнейшего производителя электрозаправочного оборудования в Китае.



11 января 2018 в 17:34