«Зачистка рынка от энергосбытов-должников может удвоить потери энергетиков»

Ситуация с платежами за электроэнергию в России с каждым годом ухудшается, затрагивая всё больше регионов. Минэнерго последовательно проводит меры по ужесточению регулирования сектора, в том числе путём лицензирования гарантирующих поставщиков. Однако активные действия регулятора могут обеспечить шоковую расчистку рынка уже в 2017 году, при этом совокупные убытки генераторов и сетевых компаний от списания долгов энергосбытов достигнут 80 млрд рублей, полагает консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко. Сократить потери может механизм внешнего управления компании-должника, запущенный до процедуры банкротства.

Николай Посыпанко

Факторы роста розничных долгов

С начала 2016 года объём долгов потребителей энергии перед гарантирующими поставщиками (ГП) увеличился на 55 млрд рублей и превысил к настоящему моменту 227 млрд рублей. Ежегодный прирост составляет 30 млрд рублей, ещё не менее 14 млрд списывается в убытки как сомнительная или безнадёжная задолженность. Деньги, которые не смогли собрать энергосбыты, в конечном итоге не получают электросетевые и генерирующие компании.

Низкая платёжная дисциплина – это проблема не только продавцов энергии. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), устанавливая сбытовые надбавки, учитывает в цене для потребителей списанные ГП долги в объёме до 1,5% от их валовой выручки. Расходы на обслуживание кредитов, превышающие по всему сектору 7,5 млрд рублей в год, также включаются в конечную цену электроэнергии. Таким образом, тариф увеличивается примерно на 1%.

На сегодняшний день более 2/3 долга ГП перед поставщиками на оптовом рынке формируется в регионах Северного Кавказа, где функции гарантирующих поставщиков осуществляют дочерние компании государственного холдинга «Россети». Но в отдельных субъектах центральной части страны задолженность потребителей также растёт темпами более 30% в год.

Если говорить о рознице, то до половины долгов – около 100 млрд рублей – сформированы муниципальными и частными коммунальными структурами. Это, например, водоканалы, теплоснабжающие компании и жилищные управляющие компании (УК). Платёжеспособность таких клиентов зависит от дисциплины их собственных потребителей, в том числе населения, а также качества их работы по взысканию долга, добросовестности УК и иных посредников.

Около 10% от общей задолженности накопили финансируемые за счёт различных бюджетов потребители – это школы, больницы, объекты Минобороны. Многих из этих потребителей сложно отключить от электрической энергии за неоплату, так как в итоге без света могут остаться добросовестные плательщики. Социальные риски прекращения энергоснабжения всегда на контроле у исполнительной власти, и угрозы ограничений практически не воплощаются в жизнь.

Финансовые гарантии как решение проблемы розничных долгов

Проблема «неотключаемых» потребителей настолько критична для отрасли, что с февраля 2017 года правительство ужесточило ответственность за неоплату электроэнергии и услуг по её передаче. Теперь социально значимые потребители, задолжавшие по счетам, обязаны предоставить финансовое обеспечение своих обязательств – банковскую гарантию в размере не менее двух ежемесячных платежей. За нарушение предусмотрена административная ответственность, вплоть до дисквалификации руководителя предприятия-должника.

Аналогичный механизм действует в отношении самих ГП, если они имеют трёхмесячный долг за услуги по передаче энергии. Обеспечение в этом случае требует сетевая организация. Механизм ответственности за нарушение новых требований в полной мере пока не заработал. Ряд должников настаивает на необходимости перезаключения договоров с учётом новых требований по финансовым гарантиям будущих платежей.

Ранее финансовое обеспечение было обязательно для нарушителей платёжной дисциплины на оптовом рынке. Чтобы избежать значительных затрат на получение гарантии, энергосбытовые компании своевременно исполняли свои обязательства перед оптовыми производителям энергии. В это же время ГП в два раза быстрее накапливали более комфортные для себя долги за передачу. Поскольку долги на оптовом рынке по всем регионам, кроме Северного Кавказа, расти перестали, механизм фингарантий получил положительные оценки регуляторов и был расширен на розничный рынок.

Теперь сбытовые компании с критической задолженностью перед сетями должны будут радикально её снизить или предоставить банковскую гарантию в размере 10–15% от годовой выручки. Банки выдадут гарантию компании-должнику, только получив ценный залоговый актив или депозит на аналогичную сумму. А это значит, что для финансового обеспечения владелец сбыта должен внести дополнительные денежные средства в размере, превышающем падающую стоимость самого бизнеса. В такой ситуации реальна перспектива прекращения деятельности ГП.

Затянутая процедура лишения статуса ГП провоцирует рост долгов

Действующее законодательство позволяет НП «Совет рынка» прекратить доступ ГП на оптовый рынок при нарушении платёжной дисциплины в течение двух месяцев, после чего Минэнерго лишает компанию статуса гарантирующего поставщика. Энергоснабжение потребителей в таком случае начинает выполнять региональная сетевая организация.

Банкротство также является основанием для лишения статуса гарантирующего поставщика, но с момента подачи кредитором заявления до принятия решения судом также проходит не меньше двух месяцев.
Таким образом, на практике со дня первого нарушения платежей со стороны ГП до подхвата зоны энергоснабжения сетевой компанией может пройти не меньше двух-трёх месяцев. За этот период энергосбыт, полностью прекратив платить по обязательствам, успевает дополнительно увеличить объём задолженности на 15–25% своей годовой выручки.

Лицензирование может спровоцировать массовые банкротства ГП

Проблема растущих долгов и банкротства ГП может ускорить одобрение Госдумой закона о лицензировании энергосбытовой деятельности. Законопроект, разработанный Минэнерго, предусматривает новые требования к финансовой устойчивости, что лишь усугубит положение проблемных сбытовых компаний. Ещё более острыми последствиями грозит обсуждаемая возможность лишать статуса ГП непосредственно за наличие долга перед сетями.

Неосторожные шаги могут спровоцировать массовые лишения статусов гарантирующих поставщиков, сопровождающиеся неплатежами на оптовый рынок и сетевым организациям. Уже сейчас (до старта механизма лицензирования энергосбытов) понятно, что гарантирующие поставщики, накопившие долги перед сетями, вряд ли будут исполнять требования по финансовому обеспечению. Критический уровень долга сегодня, за исключением территорий Северного Кавказа, у ГП не менее чем в 15 регионах страны. Их совокупная задолженность только перед сетевыми компаниями уже превышает 40 млрд рублей. Суммарные потери сетевых и генерирующих компаний в случае длительного (более одного месяца) процесса смены гарантирующего поставщика могут быстро вырасти до 80–100 млрд рублей.

Иллюстрацией этой ситуации могут послужить актуальные события вокруг «Владимирэнергосбыта». Его обязательства перед поставщиками на начало 2017 года составляли 1,4 млрд рублей, но к моменту принятия решения о лишении статуса превысили 2,5 млрд рублей, несмотря на оперативную реакцию НП «Совет рынка» и Минэнерго.

На сегодняшний день дочерние общества «Россетей» уже подали заявления о банкротстве в отношении «Челябэнергосбыта», «Архэнергосбыта», «Вологдаэнергосбыта», «Хакасэнергосбыта» и «Роскоммунэнерго». Совокупный долг этих компаний составляет больше 14 млрд рублей. Следующим шагом, по всей видимости, станет лишение их статуса и запуск конкурса по выбору нового ГП.

Долг учитывается в цене дважды

В конкурсном отборе побеждает участник, готовый компенсировать наибольшую долю долга предшественника перед производителями и сетевыми компаниями. Оставшаяся задолженность генераторами и сетевыми организациями списывается в убытки.

При этом принципы тарифного регулирования позволяют снова включить расходы на списание долга в плату за передачу электрической энергии для всех потребителей. То есть, по сути, добросовестный потребитель рискует дважды оплатить «плохой» долг. Сначала в объёме сомнительной и безнадёжной задолженности, включённой в сбытовую надбавку ГП, затем – в объёме задолженности, списанной сетевыми компаниями в тариф на услуги по передаче.

Предбанкротная санация затормозит рост долга при смене ГП

В сложившейся ситуации общим интересам кредиторов могла бы послужить мягкая процедура «санации» компаний-должников по аналогии с банковским сектором. Быстрый ввод антикризисной команды менеджеров, представляющей основных кредиторов, позволит сохранить нормальную операционную работу поставщика в переходный период. А это значит, что генераторы и сетевые компании смогут получать текущие платежи за энергию. Кроме того, такой механизм позволяет обеспечить прозрачность при взыскании существующей задолженности потребителей – например, не допустить уступку «хорошего» долга.

Действующий порядок лишения статуса гарантирующего поставщика, напротив, несёт риски полного прекращения оплат и нецелевых расходов до введения процедуры банкротства. Большинство сделок, совершённых в этот период, будет успешно оспорено в суде по заявлению конкурсного управляющего, но взыскание денежных средств по недействительным договорам, очевидно, будет затруднено.

Безусловно, действия Минэнерго направлены на быстрое оздоровление рынка гарантирующих поставщиков через расчистку от компаний-должников. Но значительная часть задолженности ГП будет списана сетями и производителями. Это неминуемо отразится на увеличении тарифов на передачу электроэнергии. Масштаб потерь рынка напрямую будет зависеть от скорости процедуры смены поставщиков. В действующей нормативной модели, при отсутствии механизма предбанкротной «санации», потери могут быстро удвоиться.

Ещё одним важным последствием ужесточения условий лицензирования и финансовых требований к ГП может стать консолидация рынка под контролем государственных генерирующих компаний.


4 июля 2017 в 11:48