«Штрафы за неготовность – это способ стимулирования генераторов, а не перераспределения денег в пользу потребителей»

Наблюдательный совет ассоциации «Совет производителей энергии» подготовил отрицательный отзыв на проект постановления правительства, сменяющий систему штрафов за неготовность генерирующего оборудования к выдаче мощности. Отзыв будет направлен в Минэкономразвития, подготовившее документ, а также в Минэнерго и ФАС России. О причинах несогласия генераторов с предлагаемыми изменениями «Перетоку» рассказала председатель набсовета ассоциации «Совет производителей энергии», руководитель центра компетенций «Интер РАО» по торговой деятельности на ОРЭМ Александра Панина.  

Александра Панина

Минэкономразвития (МЭР) предлагает ужесточить штрафы для генерирующих компаний за недопоставку мощности и неготовность к работе. Сейчас к тарифам не готовых работать энергообъектов применяются одинаковые штрафные коэффициенты. Проект постановления правительства, подготовленный министерством, предполагает индивидуализацию штрафов для энергообъектов в зависимости от того, какая часть их мощности используется и сколько электроэнергии они вырабатывает. Минэнерго уже заявило, что считает предложения Минэкономразвития избыточными, но рассмотрит их в установленном порядке.

Очевидно, что вносить изменения в действующее постановление правительства, предусматривающее резкий рост штрафных коэффициентов, необходимо. Мы даже считаем возможным применение дифференцированного подхода к генераторам при их штрафовании – в зависимости от их готовности к несению нагрузки. Однако предложения Минэкономразвития предполагают достаточно резкий рост штрафов – около 40%.Такой резкий рост способен повлечь негативные последствия для отрасли.

Рост штрафов на 40% приведёт к потерям для генерации в 8 млрд рублей в ценах 2016 года. Низкая рентабельность работы на ОРЭМ не позволяет генерирующим компаниям выдержать столь высокий уровень штрафов, необходим продуманный дифференцированный подход при установлении коэффициентов. Проектом постановления, подготовленным Минэкономразвития России, предлагается установить с 2018 года порядок дифференциации действующих штрафных коэффициентов готовности в соответствии с формулой, которая не имеет физического толкования, а отражает исключительно необходимость увеличения объёма недопоставки мощности.

Штрафы за неготовность – это способ стимулирования генераторов к надёжной работе оборудования. Они не должны служить механизмом перераспределения средств от производителей к потребителям (учитывая, что ненадёжность генерирующего оборудования страхуется резервом другого генератора и, как правило, вообще не отражается на энергоснабжении потребителей). Изначально средства, полученные от штрафов, должны были распределяться между другими генераторами – так называемым пулом поставщиков. То есть ненадёжный генератор оплачивал бы штраф генераторам, поддерживающим надёжность энергоснабжения. Однако сейчас штрафы за мощность изымаются из отрасли и направляются потребителям. При этом действующий уровень штрафов в достаточной степени стимулирует генераторов к повышению надёжности. Так, штраф за задержку пуска блока по ДПМ в пределах суток достигает нескольких десятков миллионов рублей.

Резкий рост штрафов за мощность стимулирует к преждевременному выводу работоспособного оборудования из эксплуатации, что в конечном счёте обойдётся потребителям гораздо дороже. Предлагаемый механизм будет вынуждать генератора сразу после выхода из аварии предпринимать все усилия для сохранения оборудования в холодном резерве в течение года после аварии. В случае с высокоэффективным оборудованием это неизбежно повлечёт рост цен на электроэнергию для потребителей. Кроме того, низкий уровень прибыли на рынке электроэнергии не позволит существенной части генерации покрыть рост штрафов. При этом и текущие цены КОМ не обеспечивают в достаточной степени генерацию финансового потока, необходимого для поддержания оборудования в нормальном состоянии. Увеличение штрафов за мощность на 40% стимулирует к преждевременному выводу работоспособного оборудования из эксплуатации, что в конечном счёте позднее обойдётся потребителям гораздо дороже, так как потребует в последующем строительства альтернативного источника.

Кроме того, конкурентный отбор мощности проведён до 2020 года и собственники не имеют возможности изменить свои стратегии в отношении оборудования, теряющего значительную долю выручки от применения предлагаемой концепции.

По данным «Системного оператора ЕЭС» (СО), действующая система штрафов по мощности является сбалансированной и обеспечивает наличие экономической заинтересованности поставщика в поддержании оборудования в готовности к работе. Основной рост штрафов, согласно предлагаемым поправкам, произойдёт для генерации с коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ) ниже 75%. А это абсолютное большинство генерации страны. Так, фактический КИУМ для ТЭС, сложившийся по данным СО в энергосистеме в 2015 и 2016 годах, – 47%. Данный уровень КИУМ для ТЭС обоснован, и это не должно, как предполагается проектом Минэкономразвития, увеличивать их штрафы по мощности в 1,5 раза. При этом в значительном количестве случаев КИУМ оборудования зависит от внешних факторов, не поддающихся влиянию со стороны собственника оборудования: схемно-режимных ограничений на выдачу мощности (постоянных или временных), недозагрузки включённого оборудования по причине использования его СО для оперативного регулирования, снижения нагрузки ПГУ, связанного с климатическими условиями, снижения электрической нагрузки для обеспечения необходимых температурных режимов потребителей тепла и т. п.

В связи с этим генераторы и высказали свои замечания к предложениям Минэкономразвития и рассчитывают, что они будут учтены.


17 мая 2017 в 16:17

Другие статьи автора

«Эффективная модернизация энергетики возможна лишь при применении совокупности обсуждаемых механизмов»

«Переток» продолжает серию публикаций, посвящённых проблеме выбора механизмов модернизации энергетических мощностей в России. О том, почему российской энергетике необходимы все возможные инструменты для обновления мощностей, какие у каждого из них плюсы и минусы, рассказывает руководитель центра компетенций «Интер РАО» по торговой деятельности на ОРЭМ, председатель набсовета НП «Совет производителей энергии» Александра Панина.

Баланс надёжности и экономики

Подводя итоги уходящего года, принято много говорить о разных отраслевых актуальных темах.