«Подход к развитию «умных сетей» не должен быть односторонним»

Госдума находится на финальном этапе принятия поправок, создающих законодательную базу для внедрения систем интеллектуального учёта электроэнергии. Энергетики должны начать массовое внедрение «умных сетей» с 1 июля 2018 года. По данным Минэнерго, цена вопроса – 2–30 тыс. рублей за каждую интеллектуальную точку учёта (счётчик). О точке зрения сбытовых компаний на проблему финансирования «умных сетей» «Перетоку» рассказала первый зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Елена Фатеева.

Елена Фатеева

Проект закона закрепляет понятия системы учёта электрической энергии и интеллектуальной системы учёта электрической энергии (ИСУ), а также устанавливает требования в отношении территориальных сетевых организаций о том, что начиная с 1 июля 2018 года, они не вправе устанавливать и модернизировать счётчики, не относящиеся к интеллектуальным системам учёта электроэнергии (требования к функционалу – так называемый минимальный функционал ИСУ – будут установлены отдельным нормативным правовым актом).

Законопроект о развитии систем интеллектуального учёта электроэнергии предполагает два источника финансирования. Во-первых, нетарифные источники, когда приобретение и установка интеллектуальных приборов учёта (ИПУ) и создание системы будет осуществляться за счёт собственных средств ТСО без включения расходов в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии или в плату за технологическое присоединение. Во-вторых, предполагаются немалые тарифные источники финансирования в случаях, которые будут установлены Правительством РФ, когда сетевая организация несёт обязательства по приобретению и установке приборов учёта (в предварительном обсуждении законопроекта это были случаи нового технологического присоединения, в том числе и жилищного фонда), и в случаях, когда сетевая организация несёт расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию собственных приборов учёта, а также расходы на их замену при выходе их из строя или окончании срока эксплуатации.

Устанавливаемые сетевой организацией интеллектуальные приборы учёта электрической энергии (мощности) на границе с потребителем должны автоматически признаваться расчётными (сейчас по ФЗ-261 «Об энергосбережении…» ответственность за учёт несёт потребитель). Предполагается, что сетевой компании будет выгодно устанавливать ИПУ за счёт собственных средств в местах с существенными коммерческими потерями электрической энергии (т. е. в случаях массового безучётного или бездоговорного потребления электроэнергии). Также они смогут сэкономить на операционных затратах на осуществление отключений недобросовестных потребителей, если для ИПУ будет нормативно установлена возможность дистанционного отключения ограничения энергоснабжения.

При этом законопроект не подразумевает установление запрета на создание и использование обычных систем учёта, то есть не ограничивает иных субъектов розничных рынков электроэнергии в праве выбора той или иной системы учёта.

Также потребуется введение стандартизированного формата передачи данных ИПУ для всех держателей интеллектуальной системы учёта, которыми являются не только сетевые компании, но и все заинтересованные лица, в том числе потребители, гарантирующие поставщики, смежные сетевые организации, генерирующие компании, субъекты оперативно-диспетчерского управления (предполагается предусмотреть порядок интеграции в ИСУ прибора учёта потребителя, удовлетворяющего требованиям к ИПУ).

Авторами законопроекта предполагается, что постепенно все ИПУ будут объединены в интеллектуальную систему учёта, куда будет стекаться вся информация с «умных счётчиков».

Отметим, что интеллектуальные приборы учёта используются во многих странах мира. Интеллектуализация приборов учёта и как самостоятельная область, и как часть функционала при проектировании интеллектуальной сети является общепризнанным мировым трендом.

Так, в 2009 году Евросоюз установил для стран-членов обязательство по оснащению до 2020 года не менее 80% потребителей электроэнергии ИПУ (согласно текущим прогнозам, ожидаемый реальный показатель составит не менее 72%). В частности, в Италии был реализован проект в масштабах страны по тотальной установке интеллектуального учёта, который в итоге окупился за счёт снижения уровня хищений электроэнергии. Enel создала в Италии систему из более 30 млн точек за 2,1 млрд евро, однако использовать данный опыт в России очевидно невозможно из-за масштаба.

Учитывая вышеизложенное, мы поддерживаем саму цель, на которую направлен проект федерального закона об интеллектуальной системе учёта, однако вызывает опасение тот подход, который заложен в этот проект. В нём всё развитие интеллектуального учёта связано с обязанностью и правом территориальных сетевых организаций, и таком образом происходит уход от принципа, который в настоящее время установлен на розничном рынке – за установку и обслуживание прибора учёта несёт ответственность собственник энергопринимающего (энергетического) устройства. С одной стороны, при реализации предложенного в проекте подхода потребитель-собственник энергопринимающего устройства освобождается от затрат на приобретение ИПУ (хотя цена самого прибора учёта без стоимости каналов связи и серверов по сбору информации не является запредельной), но с другой стороны, всё остальное будет реализовано за счёт тарифа на передачу, а также будет переложено в итоге на других потребителей электроэнергии (за исключением случаев, когда сетевой организации будет действительно выгодно внедрять интеллектуальный учёт).

Такой же односторонний подход закладывается и в части финансирования «верхнего уровня» интеллектуальных систем учёта (при организации каналов связи и центров сбора и хранения информации, используемых ИСУ, при эксплуатации и техническом обслуживания ИСУ и её компонентов), только за счёт тарифов сетевых организаций. В то же время потребность в автоматизированном сборе информации о потреблении есть и у гарантирующих поставщиков, и у энергосбытовых компаний, которые заинтересованы в качественном обслуживании потребителей и которые также смогут экономить свои затраты и сделать более эффективной энергосбытовую деятельность, используя функционал ИСУ (в том числе предоставление дополнительных сервисов добросовестным потребителям и пользуясь функцией дистанционного ограничения потребления для работы с неплательщиками). Особенное опасение у гарантирующих поставщиков вызывает реализация сетевыми организациями установки ИПУ у граждан в многоквартирных домах, поскольку сети заинтересованы в учёте электроэнергии только на входе в дом, в то время как гарантирующие поставщики нуждаются именно в получении данных внутри дома.

Суммируя, можно сказать, что задача развития интеллектуального учёта на розничном рынке электроэнергии, безусловно, актуальна (на ОРЭМ автоматизированный учёт уже более-менее организован), однако, по мнению участников Ассоциации ГП и ЭСК, нельзя реализовывать эту задачу односторонним способом – исключительно через функционал сетевой организации (это и долго, и дорого). Необходимо использовать все возможные инструменты: установку интеллектуальных приборов учёта на стороне собственников энергопринимающего (энергетического) оборудования и дальнейшую реализацию проектов для «верхнего уровня» интеллектуальной системы учёта либо на конкурсной основе, либо исходя из наличия экономических интересов организаций, работающих на розничном рынке.


11 апреля 2017 в 14:24