«Система фингарантий не уменьшит долги на розничном рынке»

Правительство РФ выпустило в феврале постановление, предусматривающее внедрение на розничном рынке финансовых гарантий оплаты энергетических ресурсов. Подобная система мер, введённая в 2013 году на оптовом рынке электроэнергии и мощности, имела положительный экономический эффект. Однако рассчитывать на аналогичный результат в рознице, по мнению некоторых экспертов, преждевременно. Почему – объясняет председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая.

Наталья Невмержицкая

– Аналогичная система финансовых гарантий, введённая на оптовом рынке электроэнергии в 2013 году, способствовала значительному укреплению платёжной дисциплины на ОРЭМ. Но на розничных рынках ожидать такого же эффекта от системы фингарантий, по нашему мнению, не приходится. Это связано, во-первых, с тем, что обеспечение исполнения обязательств применяется не ко всем потребителям – должникам розничных рынков (в отличие от ОРЭМ). Во-вторых – с отсутствием серьёзных санкций за нарушение обязанности по предоставлению фингарантии. В-третьих – с тем, что работа системы завязана на органе государственной власти, прежде никогда не имевшем компетенций в сфере функционирования энергорынков.

Согласно п. 6 ст. 38 закона об электроэнергетике (в редакции закона 307-ФЗ), обеспечение исполнения своих обязательств гарантирующим поставщикам (ГП) обязаны предоставлять только потребители, имеющие задолженность по оплате электрической энергии, которые относятся к неотключаемым.

При этом закон допускает исключение: указанная обязанность не устанавливается в отношении неотключаемых потребителей, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казёнными, автономными и бюджетными учреждениями. Перечень категорий неотключаемых потребителей невелик, но более трети из них как раз составляют потребители, относящиеся к госорганам, государственным или муниципальным учреждениям (медицинские учреждения, учреждения ветеринарии, учреждения уголовно-исполнительной системы, воинские части).

Требование о предоставлении фингарантий не распространяется и на одних из основных должников в сфере ЖКХ – на управляющие компании, ТСЖ/ЖСК. Гарантии также не обязаны предоставлять и сетевые компании, долги которых сравнимы с потребителями сферы ЖКХ.

Размер долга за электроэнергию на розничном рынке на начало 2017 года составлял порядка 210 млрд рублей, но требование о предоставлении гарантий затронет только шестую часть неплательщиков, не больше.

Проблемой является и то, что никакие серьёзные санкции за непредставление фингарантии неплательщикам не грозят. Законом 307-ФЗ в КоАП РФ введена новая статья 14.61, устанавливающая ответственность неотключаемых потребителей за нарушение порядка предоставления фингарантий. Согласно этой статье, такое нарушение влечёт административный штраф для юридических лиц от 100 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – от 40 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трёх лет.

На наш взгляд, такой размер штрафов не является существенно значимым, в связи с чем эта угроза не станет серьёзным мотивирующим фактором к исполнению обязанности по предоставлению обеспечения. В отличие от оптового рынка, где за аналогичное нарушение предусмотрено лишение организации статуса субъекта рынка (что для гарантирующего поставщика равносильно прекращению хозяйственной деятельности и банкротству).

Ещё одна проблема связана с тем, что, согласно тому же постановлению правительства, рассмотрением данной категории дел должен заниматься Ростехнадзор, который всегда был органом, осуществляющим прежде всего контроль и надзор за технической и технологической безопасностью соответствующих объектов и процессов. Теперь же на него, по сути, возложены не свойственные ему функции по контролю финансовой дисциплины потребителей электрической энергии.

Вызывает тревогу ещё одно обстоятельство. Закон 307-ФЗ обязывает гарантирующих поставщиков предоставлять сетевым организациям обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных в отношении всех потребителей, заключивших с ГП договоры энергоснабжения. По сути, это означает, что гарантирующий поставщик должен предоставить сетевой компании обеспечение за всех своих потребителей электрической энергии, в то время как сам он может получить такое обеспечение лишь от небольшой части неотключаемых потребителей.

Таким образом, приходится констатировать, что система финансовых гарантий на розничных рынках электроэнергии содержит неравные дискриминационные условия по отношению к гарантирующим поставщикам в контексте их взаимоотношений с сетевыми организациями.

Меры по повышению платёжной дисциплины в части требований предоставления фингарантий нуждаются в доработке с точки зрения обеспечения баланса экономических интересов основных субъектов розничных рынков – гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.


9 марта 2017 в 14:43

Другие статьи автора

«Расщепление» системы

Сегодня в экспертном сообществе обсуждается вопрос перехода на систему расчётов на розничном рынке электроэнергии по принципу «расщепления» как возможный инструмент повышения собираемости денежных средств. Однако предлагаемая модель позволяет решить лишь вопрос пропорционального распределения поступающих от потребителей средств между субъектами рынка, не устраняя при этом первичные причины неплатежей и не создавая стимулов для стопроцентного выполнения обязательств всеми участниками рынка.

Добросовестным потребителям беспокоиться не стоит

Принятый в начале ноября Закон об укреплении платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов во многом улучшит ситуацию с расчётами на рынках электроэнергии. Он направлен на борьбу со злостными неплательщиками и мошенниками, а вот добросовестным потребителям беспокоиться не стоит.