Опасный след

Глобальное изменение климата, помимо всего прочего, расширило наш лексикон. Появились термины и понятия, требующие внимательного рассмотрения и осмысления. Когда пройдёт на них мода и власти предержащие прекратят их нещадное применение к месту и не к месту, термины останутся профессионалам. Но их значимость от этого только выиграет.

Андрей Резниченко

Одно из важнейших современных экологических понятий – так называемый углеродный след (УС). Если кратко, то УС (Carbon Footprint) – это совокупность выбросов всех парниковых газов, прямо или косвенно произведённых человеком, организацией, мероприятием, городом, государством. Как известно, для удобства все парниковые газы пересчитывают в эквивалент СО2, то есть рассчитывают, какое количество СО2 в тоннах даёт такой же парниковый эффект, который производит определённое количество тонн того или иного газа. Указывать УС принято в тоннах эквивалент-СО2 (сокращённо СО2-экв.). Стоит помнить, что СО2 – это почти 75% от всех антропогенных выбросов парниковых газов.

Кстати

Углеродный след состоит из двух составляющих – прямых и косвенных выбросов. Прямые выбросы – объём СО2 и других парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу непосредственно на территории того или иного производства или домашнего хозяйства, главным образом при сжигании ископаемого топлива – угля, газа, нефтепродуктов. Прямой углеродный след производства – объём эмиссии парниковых газов в процессе деятельности какого-либо производства. В него входят энергетические косвенные выбросы – потреблённое предприятием тепло и электроэнергии, несмотря на то что они выработаны за его пределами. Прямой углеродный след каждого человека зависит, к примеру, от количества его поездок на автомобиле, полётов на самолёте, от того, сколько газа или угля было сожжено для обогрева жилого дома, сколько было потреблено электроэнергии. Косвенные выбросы – объём эмиссии в атмосферу СО2 и других парниковых газов в процессе производства и транспортировки продукции, которую человек потребляет. Это касается и предоставляемых услуг, не только товаров. Покупатель, выбирающий товар с меньшими косвенными выбросами (как правило, это товар, произведённый в местности покупателя, ведь транспортировка сопряжена с большими затратами топлива), снижает свой личный вклад в косвенные выбросы.

Давайте попробуем, к примеру, оценить УС обычной булочки, которую мы покупаем в магазине. Первый объём эмиссии можно оценить на этапе работ по подготовке посевной, ведь сельскохозяйственная техника загрязняет атмосферу выхлопными газами. Затем техника участвует в сборе и транспортировке зерна, свой вклад также вносит работа элеватора. Зерно развозят предприятиям (пекарням, к примеру), которые делают из него муку и выпекают хлеб, и этот процесс также вносит свой вклад в УС. Готовый продукт вновь развозят в магазины, хранят на складах, где есть и отопление, и освещение. Из всего этого и складывает УС хлебного батона.

Для примера: данные по углеродному следу ряда товаров и услуг, которыми мы пользуемся постоянно: SMS-сообщение – 0,014 г СО2-экв. E-mail-сообщение – 4 г СО2-экв. или 50 г СО2-экв., если в письме объёмное приложение. Использование мобильного телефона – 1250 кг СО2-экв. в год, если говорить по одному часу в день. Пол-литровая бутылка с водой – 110 г СО2-экв. Мороженое – 500 г СО2-экв. Джинсы – 6 кг СО2-экв. Надо отметить, что общее воздействие человека на природу рассчитывается с помощью так называемого экологического следа (Ecological Footprint) – системы оценки использования человеком ресурсов окружающей среды.

Если говорить об углеродном следе в энергетике, то выбросы СО2 при эксплуатации атомных станций и возобновляемых источников энергии приближаются к нулю, но всё равно необходимо учитывать всю цепочку этапов в процессе создания объекта генерации ВИЭ или nuclear – от добычи сырья до ввода в эксплуатацию. Если же говорить о тепловых электростанциях, работающих на ископаемом топливе, то можно лишь ещё раз констатировать, что на сегодня они являются одними из главных поставщиков парниковых газов в атмосферу.

Наивно думать, что глобальное изменение климата – это беда для одних и радость для других. Плохо будет всем на Земле без исключения. Проблему надо решать комплексно, поэтому я могу с уверенностью прогнозировать, что в ближайшем будущем углеродный след продукта (объекта) может стать одним из его главных характеристик, влияющих на рыночное положение. Продуктам и услугам с высоким УС могут просто не позволить существовать, их не допустят к покупателям. Энергетику это коснётся в первую очередь.


25 июля 2016 в 14:50

Другие статьи автора

Где ты, сверхновая?

Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку. Об этом рассуждает руководитель редакции науки и экологии ОРН РАМИ РИА «Новости» Андрей РЕЗНИЧЕНКО.

Мировой экономике нужна не просто дешёвая энергия

Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку.

Цивилизация повысила градусы

12 декабря на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было принято Парижское соглашение на период с 2020 года, которое должно заменить Киотский протокол. За скучными словами скрывается пакет важнейших решений, которые фактически призваны определить технологический облик нашей цивилизации как минимум на ближайшее столетие.

Опасный аккумулятор?

Новость о том, что с 1 апреля ICAO – Международная организация гражданской авиации, членом которой является Россия, запретит перевозить в самолётном багаже литий-ионные аккумуляторы, всколыхнула народ. С одной стороны, кто сейчас сдаёт в пассажирский багаж аэроплана электронику? С другой стороны, запрет ICAO выглядит вполне объективно – опасаются пожара на борту. Насколько опасной штукой является Li-ion аккумулятор с точки зрения возгорания? Попробуем разобраться, тем более, что 1 апреля совсем близко.