Опасный аккумулятор?

Новость о том, что с 1 апреля ICAO – Международная организация гражданской авиации, членом которой является Россия, запретит перевозить в самолётном багаже литий-ионные аккумуляторы, всколыхнула народ. С одной стороны, кто сейчас сдаёт в пассажирский багаж аэроплана электронику? С другой стороны, запрет ICAO выглядит вполне объективно – опасаются пожара на борту. Насколько опасной штукой является Li-ion аккумулятор с точки зрения возгорания? Попробуем разобраться, тем более, что 1 апреля совсем близко.  

Андрей Резниченко

Человечество экспериментирует с накопителями энергии довольно давно. Исследования по использованию лития в батареях начались больше 100 лет назад. А литий открыт шведским химиком Иоганном Арфведсоном ещё раньше ― в 1817 году. Он представляет собой мягкий, легкий и пластичный серебристый металл.

Несколько десятилетий учёным и инженерам не удавалось «приручить» литий для использования в батареях. Дело в том, что несмотря на прекрасный электрохимический потенциал металла (аккумуляторы с литиевыми металлическими электродами отличаются высоким напряжением и превосходной ёмкостью), устройства получались нестабильными, что действительно приводило к возгораниям в ходе экспериментов. В 1991 году одна всемирно известная корпорация была даже вынуждена отозвать партию своих мобильных телефонов с литиевыми аккумуляторными батареями, поскольку в момент разговора по мобиле из батареи мог произойти выброс обжигающего пламени прямо в лицо пользователю.

Инженеры стали искать способ сохранить уникальные свойства литиевой батареи, в частности, большую плотность энергии, но без всех сопутствующих проблем. Решением стало создание неметаллических литиевых аккумуляторов на основе ионов лития, и при некотором совершенствовании процесса заряда-разряда батареи получились литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы, которые применяются в большинстве современных мобильных устройства, а также в электротранспорте, например, в электромобилях Tesla S. Плотность энергии Li-ion аккумуляторов почти в два раза превышает плотность никелевых батарей. Конструкция такого аккумулятора достаточно простая и может состоять всего лишь из одного-двух элементов, а специально разработанная схема безопасности (с использованием микропроцессора) при зарядке и разрядке значительно повышает надёжность таких устройств. Но надо признать, что несмотря на все предпринятые меры, опасность внезапного возгорания литий-ионного аккумулятора остаётся. И прежде всего из-за некачественного изготовления самого аккумулятора или микропроцессора, выход которого из строя грозит печальными последствиями. Справедливости ради, хотел бы отметить, что знакомые, управляющие фирмой по ремонту телефонов и других мобильных устройств, говорят, что взорвавшийся прибор с Li-ion-аккумулятором им ещё не встречался ни разу. Но для того, чтобы убедиться в потенциальной опасности таких аккумуляторов, достаточно посмотреть в youtube, как из маленького аккумулятора для телефона при определённых условиях изрыгается огромный поток пламени и ядовитого дыма.

Ещё один важный вопрос – что делать с Li-ion-аккумулятором после того, как он своё отслужил? Выбрасывать в мусорку – это почти как мины очень замедленного действия складывать рядом с городами, на свалках. Утилизацией батареек в промышленном масштабе у нас в стране занимается чуть ли не единственное предприятие, составившее на своем сайте карту пунктов приёма батареек. Но по данным экологов, небольшие Li-ion-аккумуляторы (к примеру, из мобил или ноутбуков) это предприятие только складирует, а вот крупноразмерные, автомобильные, продаёт для дальнейшей переработки.

ICAO просто не хочет рисковать нашими жизнями, оставляя без контроля аккумуляторы во время передвижения воздушным транспортом. Багаж самолёта зачастую оказывается в экстремальных температурных и иных условиях, и как себя в подобных случаях поведёт батарейка ноутбука в чемодане, никому не известно... Хотя если она взорвётся в руках у пассажира, разве это облегчит ситуацию? Будем надеяться, что новая инициатива Международной организации гражданской авиации всего лишь перестраховка, как в случае с проносом жидкостей в салон.


15 марта 2016 в 18:53

Другие статьи автора

Где ты, сверхновая?

Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку. Об этом рассуждает руководитель редакции науки и экологии ОРН РАМИ РИА «Новости» Андрей РЕЗНИЧЕНКО.

Мировой экономике нужна не просто дешёвая энергия

Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку.

Цивилизация повысила градусы

12 декабря на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было принято Парижское соглашение на период с 2020 года, которое должно заменить Киотский протокол. За скучными словами скрывается пакет важнейших решений, которые фактически призваны определить технологический облик нашей цивилизации как минимум на ближайшее столетие.

Опасный след

Глобальное изменение климата, помимо всего прочего, расширило наш лексикон. Появились термины и понятия, требующие внимательного рассмотрения и осмысления. Когда пройдёт на них мода и власти предержащие прекратят их нещадное применение к месту и не к месту, термины останутся профессионалам. Но их значимость от этого только выиграет.