Клиент не всегда прав

Когда мы говорим о развитии территорий – подразумеваем обеспечение объектов необходимой сетевой инфраструктурой и энергетической мощностью. Когда говорим о резерве мощности – подразумеваем будущий спрос на электроэнергию по заявкам наших потребителей. В теории складывается понятная картина электропотребления, с учётом перспективных нагрузок и пожеланий клиентов. Однако на практике клиенты сетевых компаний оказываются не всегда правы.

Александр Пятигор

В столичном регионе, да и по всей России, сегодня довольно чётко прослеживается тенденция отложенного спроса или, попросту, простаивания энергетических мощностей. И дело здесь не только в экономических предпосылках или спаде промышленного производства. Важным фактором является фактическое отсутствие ответственности заявителя за использование запрашиваемых и резервируемых под него киловаттов. В масштабах страны это колоссальные объёмы. По оценкам специалистов ПАО «Россети», на данный момент потребители зарезервировали и не используют почти 150 ГВт мощности. Это сопоставимо с максимумом электропотребления всеми субъектами РФ в январе минувшего года (147 ГВт)!

Если говорить о Москве и Московской области, то на основании документов о технологическом присоединении в конце 2015 года потребителям МОЭСК необходимо было выдать 7,9 ГВт мощности. По факту сегодня востребована лишь треть от изначально запрашиваемого объёма! По закону отказать клиенту в его заявке энергетики не могут. При этом спрос с сетевой компании, в том числе на уровне антимонопольных служб, за неподключение объекта есть, а с потребителя за отказ или простой выданной по его заявке мощности – нет.

Это можно сравнить, например, с покупкой дома: вы знаете, что можете позволить себе небольшой дачных домик, но «на всякий случай» просите обеспечить электроэнергией пятиэтажный особняк. Или в планах заявителя было открытие завода, а фактически он подключил киоск.

Ведь что такое гарантированный резерв мощности? Это многомиллионные инвестиции в новое строительство, прокладку коммуникаций и другие виды работ, которые можно было направить на повышение надёжности существующих электросетей. Это работа штата сотрудников над обработкой обращений, подготовкой проектов технических условий, контроля исполнения заключённых договоров технического присоединения и т. д. В конечном счёте это дополнительные затраты в тарифной составляющей, которые ложатся таким же дополнительным финансовым бременем на потребителей.
Ни для кого не секрет, что процент износа электросетевого хозяйства в нашей стране достигает 60–70%. И задачи обеспечения бесперебойного электроснабжения с энергетиков никто не снимал. Более того, разрабатывая перспективные схемы развития сетей столичного региона, мы, безусловно, ставим эти мероприятия в приоритет. Но одновременно с этим, учитывая масштабы запроса на новые мощности, мы также должны выполнить все заявки клиентов.

В среднем в течение года в МОЭСК поступает до 100 000 обращений за подключением к электросетям. В 2015 году мы исполнили почти 80 000 договоров суммарной мощностью 3,1 ГВт. Много это или мало? По усреднённым показателям энергетики ежедневно подключают к сетям более 200 новых абонентов! Такой динамики нет, по моим данным, не только в России, но и в странах Евросоюза.

Возвращаясь к фактически востребованным сегодня объёмам мощности, выходит, что почти половина её также может остаться на бумаге.

В результате взаимодействия с клиентами по уже заключённым договорам техприсоединения выявлена проблема низкой исполнительской дисциплины самого заявителя. По статистике 2015 года в МОЭСК каждый второй клиент был не готов к подаче напряжения на объект, так как вовремя не выполнил свои мероприятия. Всё это приводит к затягиванию сроков подключения, как следствие – к недозагруженным мощностям. «Неготовность» клиента может длиться годами. Новое оборудование простаивает, выходит из строя. И, как это ни парадоксально, заявитель остаётся за скобками. Невыбранная мощность и устаревшее оборудование становятся головной болью энергетиков.

Основной объём обращений (почти 90%) в столичном регионе поступает от заявителей, которым требуются небольшие мощности – до 15 кВт, включая заявки льготной категории. По льготному тарифу подключение будет стоить потребителю всего 550 рублей. При этом фактически понесённые затраты энергетиков на их присоединение в прошлом году превысили 4 млрд рублей. Возврат этих средств возможен, но также через тариф на передачу и в течение последующих периодов.

Понимая назревшую проблематику вопроса, мы считаем вполне логичными и своевременными инициативы по внесению поправок в действующее законодательство, которые позволят закрепить ответственность потребителя за запрашиваемые и резервируемые под него объёмы мощности. Более того, мы предлагаем регулирующим органам рассмотреть вопрос об отмене или существенном ограничении льготного подключения, так как этот механизм сегодня является откровенной лазейкой для многочисленных злоупотреблений со стороны заявителей (дробление заявок, невостребованность мощностей и т. д.).

При этом, безусловно, мы по-прежнему будем придерживаться вектора упрощения процедуры техприсоединения, сокращения сроков подключения и развития клиентских сервисов. Власти Москвы и Московской области понимают значимость проводимых нами реформ и оказывают всяческое содействие в тиражировании нашего опыта на территории всего столичного региона. Но мы также понимаем, что на этом пути встречаются подводные камни, которые нужно уметь обходить, вырабатывая и принимая соответствующие решения. В случае с ответственностью заявителя за резервирование мощности – на уровне федерального законодательства.


20 февраля 2016 в 14:18