«Россети» для перераспределения «перекрёстки» хотят повысить тариф ФСК в 4 раза за 3 года

«Россети» настаивают на ускоренном росте тарифов для прямых потребителей магистральных сетей и просят правительство увеличить их вчетверо за три года. Белый дом уже легализовал возврат к «последней миле» в энергетике – механизму, при котором крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей, – согласившись поднять тариф Федеральной сетевой компании (ФСК, подконтрольна «Россетям») на 50% в течение семи лет. Более быстрый рост тарифа приведёт к росту платежей промышленности на 38 млрд рублей в год, и в «Россетях» считают это нормальным. Но крупные потребители называют идею непоследовательной и отбрасывающей рынок в прошлое.

Глава «Россетей» Павел Ливинский предложил правительству за три года в четыре раза увеличить тариф для прямых потребителей ФСК (управляет магистральными электросетями), следует из его письма вице-премьеру Дмитрию Козаку от 28 мая. Вице-премьер направил в профильные министерства поручение проработать предложение до 10 июня.

Похожую идею в прошлом году уже высказывало Минэнерго, предлагая поднять тариф ФСК на 100%, но после совещаний у Дмитрия Козака в сентябре 2018 года вышло поручение проработать более щадящий вариант – на 50% за семь лет.

Суть новой схемы – равномерное распределение перекрёстного субсидирования между потребителями распределительных и магистральных сетей, кроме населения, и дифференциация единого тарифа ФСК. Сейчас тариф на услуги по передаче для потребителей единой энергосети (ЕНЭС) в среднем в 4,5 раза ниже котлового тарифа на уровне «высокое напряжение». Предполагается, что крупные потребители будут больше платить сетям, тем самым снижая тарифы для мелкого и среднего бизнеса.

Идея с дифференциацией единого тарифа ФСК практически полностью воспроизводит отменённый механизм аренды «последней мили», по которому распредсети взимали дополнительную плату с крупных потребителей, присоединенных к магистральным сетям, понижая тем самым тариф для населения и мелких потребителей. В целом механизм прекратил действовать в июле 2017 года, но в четырёх регионах он продлён до 2029 года.

По оценке г-на Ливинского, в 2019 году объём перекрёстного субсидирования в тарифах на передачу электрической энергии увеличился на 10%, до 195,9 млрд рублей.

Он объясняет этот рост переходом крупных потребителей из «котловой» схемы ценообразования на прямые договоры с магистральными сетями (в тарифах которых отсутствует перекрёстное субсидирование). Таким образом, глава «Россетей» предлагает перераспределить 38 млрд рублей, что снизит тариф распредсетей, по его расчётам, на 6%, ежегодная индексация конечной цены для прямых потребителей ФСК не превысит 15%. «Учитывая, что доля сетевой составляющей в конечной цене у потребителей магистральных сетей составляет 13%, увеличение тарифа для них не приведёт к значительному ухудшению положения крупных промпредприятий», – считают в «Россетях».

В «Россетях» заявили, что в 2013 году предполагалось резкое сокращение объёма перекрёстного субсидирования к 2022 году, однако фактически «перекрёстка» только выросла. При этом оплата «последней мили» для крупных потребителей, запитанных от магистральных сетей, была отменена именно в расчёте на скорую ликвидацию перекрёстного субсидирования, «чего по факту не произошло и не произойдёт в ближайшее время». «Мы говорим о возвращении статус-кво, который был отменен ФЗ-308 в 2013 году, устранившим «последнюю милю», – заявляют в «Россетях». – В целом от ухода крупных потребителей на сети магистрального комплекса распределительный сетевой комплекс лишился более 50 млрд рублей необходимой валовой выручки в год, при этом магистральный комплекс дополнительно не получил ничего».

В Минэнерго и ФСК от комментариев отказались, в Минэкономики сообщили, что не поддерживают инициативу «Россетей». Заместитель главы ФАС Виталий Королёв сообщил, что вопрос ещё прорабатывается, но в целом в службе считают, что тарифы не могут расти темпами выше инфляции для всех категорий потребителей. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что регуляторам необходимо «набраться мужества» и «продолжать сокращать перекрёстку, а не размазывать её по экономике»: это перечеркнёт уже достигнутые результаты и приведёт только к обратному эффекту.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что ввод дифференциации тарифов ФСК не станет ключом к решению проблемы «перекрёстки», а лишь приведёт к снижению темпов выхода потребителей из «котла» и переходу на прямой договор ФСК. Кроме того, у крупных потребителей «добавится аргументов для перехода на собственную распределённую генерацию и выход из ЕНЭС». «Ключом может стать более агрессивная политика по устранению механизма перекрёстного субсидирования и переводу населения и приравненных к нему групп к экономически обоснованному ценообразованию», – считает аналитик.

Коммерсант