Ключевые игроки ОРЭМ вновь высказались против расширения «зоны РД» за счёт Забайкалья

Крупные энергокомпании и их промышленные потребители хотят заблокировать попытки властей Забайкалья создать особый тарифный режим. Он позволяет снизить цену электроэнергии для потребителей внутри региона за счёт оптового энергорынка. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект Минэнерго о запрете подобных действий, но власти Забайкалья хотят успеть до его принятия, объясняя свой подход высокой стоимостью электроэнергии в регионе. Участники энергорынка против: тогда выручка генкомпаний сократится на 5 млрд рублей в год, а платеж крупной промышленности Сибири вырастет на 5,5 млрд рублей в год.

Забайкальский край может успеть перейти с оптового энергорынка на более экономически выгодное для региона тарифное регулирование ещё до принятия законопроекта Минэнерго, ограничивающего для регионов такую возможность. Подобного развития событий опасаются в «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяет крупнейшие генкомпании) и в «Сообществе потребителей энергии» – они направили письма в Госдуму с просьбой не поддерживать такие инициативы региональных властей.

Сейчас особый тарифный режим действует в девяти субъектах РФ, большинство из них входят в Северо-Кавказский федеральный округ, например Чечня, Дагестан, Ингушетия, а также в Карелии – в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и Республике Тыва и Бурятии – во второй ценовой зоне (Сибирь). В таких регионах электроэнергия крупным потребителям, кроме населения, продаётся не по ценам, формирующимся на оптовом энергорынке, а по тарифу, который ниже рыночного уровня.

По правилам энергорынка при переходе Забайкалья на тариф разницу будут субсидировать генкомпании и потребители Сибири, тем самым увеличивая межтерриториальное перекрёстное субсидирование.

Госдума сейчас рассматривает законопроект Минэнерго, запрещающий уход регионов с энергорынка на тариф: переход новых субъектов станет невозможен, а уже находящиеся на ручном регулировании цен регионы будут обязаны постепенно вернуться к оптовому энергорынку. Инициатива прошла первое чтение в марте. Вместе с тем правительство Забайкальского края хочет расширить перечень пользующихся льготой регионов, успев внести правки ко второму чтению.

По оценке СПЭ, в этом случае выручка генкомпаний снизится на 5 млрд рублей в год. Это, как считают в ассоциации, приведёт к сокращению инвестпрограмм и может отразиться на надёжности энергоснабжения. Объём ежегодного субсидирования всех тарифных регионов, по оценке СПЭ, составляет 17 млрд рублей, при этом задолженность таких регионов растёт: в марте долг гарантирующих поставщиков (основной энергосбыт региона) республик Северного Кавказа составлял больше половины всей задолженности на оптовом энергорынке РФ, до 62 млрд рублей. Ежегодный прирост задолженности северокавказских регионов составляет 6–7 млрд рублей, уровень оплаты – 45%, говорят в ассоциации. По оценке СПЭ, нагрузка на бизнес в Сибири из-за инициативы властей Забайкалья вырастет на 5,5 млрд рублей в год.

Вместе с другими квазирыночными надбавками на оптовом рынке – доплатами на строительство новых энергоблоков по обязательным инвестпрограммам и модернизацию старых мощностей, на выравнивание энерготарифов в ДФО до 2028 года – конечная цена электроэнергии для крупной промышленности в ближайшие 10–15 лет вырастет до 0,5 трлн рублей в год с 306 млрд рублей в 2019 году.

В 2018 году средние тарифы на электроэнергию для крупных потребителей в Забайкалье составили 4,84 руб. за 1 кВт/ч (с НДС), что на 15,5% выше, чем в других субъектах Дальнего Востока, пояснила руководитель региональной службы по тарифам Евгения Батуева. После ухода с энергорынка региональные власти рассчитывают снизить тариф на 1 рубль на 1 кВт/ч. Основную выгоду получат предприятия РЖД, на которые приходится около 50% отпуска электроэнергии в Забайкальском крае, говорится в письме СПЭ. В РЖД отказались от комментариев.

Председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный сообщил, что предложения властей Забайкалья о расширении перечня субъектов с особым тарифным режимом рассмотрят в ближайшее время, дата второго чтения законопроекта Минэнерго пока не назначена. В Минэнерго ситуацию не комментировали.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что создание отдельных тарифных зон «разрушает энергорынок» и не только ведёт к росту перекрёстного субсидирования, но и искажает инвестиционные сигналы, практически полностью исключая стимулы к повышению энергоэффективности.

Коммерсант