МЭР сократил и переписал законопроект ФАС о тарифном регулировании

Минэкономики переписало законопроект ФАС о тарифном регулировании, против которого возражали и ведомства, и рынки. Он сильно сокращён и включает несколько новых идей. Так, Минэкономики исходит из того, что тарифы должны обеспечивать только операционную деятельность инфраструктурных госмонополий, поддержку инфраструктуры, социально значимые инвестиции и прибыльность активов на уровне 1–5%. Коммерческие же проекты должны компенсировать сетям стоимость своего подключения, а при наличии у них социальной значимости – получать господдержку, но не увеличивать нагрузку на всех потребителей. Работу над проектом ведомству поручил первый вице-премьер Антон Силуанов: документ должен оказаться в Госдуме до конца года. В энергетике подход Минэкономики называют шагом назад, опасаясь непрозрачности формирования платы за присоединение проектов по новой схеме.

Минэкономики по поручению первого вице-премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили в Белом доме. В версии министерства документ существенно сокращён, содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики. Напомним, внесения до 1 января 2019 года в Госдуму нового законопроекта о тарифах требует указ президента, утвердивший Национальный план развития конкуренции, чего активно добивался глава ФАС Игорь Артемьев. Однако тарифный проект самой ФАС вызвал массовые возражения рынков и ведомств и был внесён службой в правительство 8 ноября с возражениями – основные сводились как раз к вмешательству ФАС в дела отраслей.

Минэкономики, переписавшее проект ФАС, среди принципов регулирования цен перечисляет баланс интересов сетей и потребителей (у последних будет право блокировать решения о повышении тарифа выше уровня инфляции), обязательный учёт в тарифах расходов на плановое обновление фондов монополий и обслуживание инфраструктуры, учёт рентабельности активов сетей на уровне 1–5% от их стоимости и раздельный учёт рыночной доходности их инвестиций. Также ведомство настаивает на гарантиях сохранения за госмонополиями экономии от их операционной деятельности. Саму эту деятельность предлагается оценивать двумя методами – либо эталонным (метод сопоставимых рынков), либо комплексным аудитом расходов.

При установлении регулируемых цен предлагается исходить из расчёта необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Инвестпроекты же, претендующие на подключение к инфраструктурным сетям с регулируемыми ценами, предлагается разделить на те, которые могут рассчитывать на финансирование своего подключения за счёт тарифной надбавки «для всех» (в ведомстве их описывают как инвестпроекты в интересах неопределённого круга лиц), – и проекты в интересах конкретных компаний. Последним придётся заключать с сетями соглашения об инвестсоставляющей тарифа и плате за присоединение конкретно для проекта. По словам источника в ведомстве, такой подход исключит из числа новых инвестпроектов неэффективные.

«Если без тарифной надбавки для всех новый завод нерентабелен – не надо его строить», – говорит собеседник издания. «Если же от инвестпроекта ожидается бюджетный эффект – в расширение сетей или субсидирование самой компании должен вкладываться бюджет. То же относится к территориям, где инвестор один (моногорода, крупные промышленные предприятия), – вопрос таких инвестиций должен решаться на уровне властей с учётом бюджетного и социального эффекта, но не за счёт повышения тарифов». Идеологически такой подход совпадает с реформой господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком – в её рамках эффективность затрат государства на господдержку компаниям придётся доказывать ростом экспорта и выпуска, – впрочем, оба документа готовились в подразделениях Минэкономики, которые курирует замглавы ведомства Михаил Расстригин.

Отметим, что идея Минэкономики уже реализована, например, при подключении новых месторождений к системе «Транснефти» – инвестор в добычу платит повышенный инвесттариф на прокачку по новому трубопроводу. В электросетях ситуация иная – там на рубеже 2000–2010-х годов был введён заявительный принцип, сети обязали расширять мощности для новых потребителей, а возврат инвестиций закладывается в общий тариф на передачу электроэнергии. Ранее расходы на техприсоединение возлагались на инвестора – и иногда доступ к инфраструктуре оказывался дороже самого инвестпроекта. Сейчас инвестор платит за «последнюю милю» техприсоединения, крупные инвестпроекты подключают по индивидуальному проекту, куда нередко включают расширение сетей, пояснили в «Сообществе потребителей энергии». Расширение сетей под техприсоединение небольших потребителей закладывается в общий тариф на передачу, но ранее монополии включали в индивидуальный платёж мероприятия, не связанные с конкретным подключением, что приводило к злоупотреблениям и коррупции, говорят там. Критериев для разделения расходов на общие и индивидуальные так и не появилось, возможности и стимулы для злоупотреблений не исчезли, поэтому возврат к полной оплате техприсоединения выглядит как шаг назад к снижению эффективности инфраструктуры, отметили в ассоциации.

Вводить новое тарифное регулирование в действие в Минэкономики предлагают с 1 июля 2020 года. До приведения отраслевых норм в соответствие с ним они «применяются в части, не противоречащей настоящему закону», при этом до 1 июля 2023 года вводится переходный период, в течение которого поэтапно перейти на тарифные методы сопоставимых рынков (эталонных расходов) и комплексной экспертизы расходов должны будут все без исключения отрасли.

Коммерсант