Металлурги оценили модернизацию энергомощностей для рынка в более 4,4 трлн руб

Модернизация тепловой генерации, по оценкам металлургических компаний, будет стоить рынку более 4,4 трлн руб. Кроме того, реализация этой программы наряду с другими мерами поддержки, существующими на энергорынке, может привести к росту цен на электроэнергию выше темпов инфляции.

По данным ассоциации «Русская сталь», возглавляемой основным владельцем НЛМК Владимиром Лисиным, реализация программы модернизации тепловой генерации предусматривает дополнительную нагрузку на промышленных потребителей электроэнергии в объеме более 4,4 трлн рублей. Такие расчёты ассоциация предоставила к совещанию у вице-премьера Дмитрия Козака по вопросам развития чёрной металлургии, прошедшему на этой неделе. Копия документа имеется в распоряжении ТАСС, и его подлинность подтвердил представитель ассоциации.

По оценке НЛМК, фактические затраты на модернизацию энергомощностей для рынка будут еще выше. «Согласно разработанным проектам нормативных актов, потребители не только заплатят за программу модернизации, но и компенсируют доходность инвестиций генерирующих компаний, а также оплатят порядка 1,6 трлн рублей за ускоренный рост цены мощности, отобранной по итогам процедуры конкурентного отбора мощности (КОМ). В итоге реальные затраты на программу модернизации составят почти 5,5 трлн рублей, а сама программа растянется до 2046 года», – сказали источнику в компании.

Быстрее инфляции

Минэнерго по поручению президента разработало проект постановления правительства, утверждающий механизм привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций. Документ предусматривает модернизацию до 2035 года порядка 40 ГВт энергетических мощностей общей стоимостью не более 1,35 трлн руб. Новая программа модернизации энергомощностей гарантирует энергетикам возврат инвестиций с доходностью, норма которой ещё не утверждена, позволяет включить в неё проекты на Дальнем Востоке и предусматривает переход на шестилетний конкурентный отбор мощности (КОМ) с четырёхлетнего. Программа уже получила одобрение президента РФ Владимира Путина на президентской комиссии по ТЭК, прошедшей в Кемерово в конце августа.

Как сообщалось, по оценке Минэнерго, максимальная ценовая нагрузка на потребителей в результате реализации проектов по новой программе составит 200 млрд руб. При этом на практике эта сумма может быть ниже, так как ведомство рассчитывало потенциальные затраты потребителей исходя из того, что генерирующие компании заявят планы по модернизации по верхней границе капитальных затрат.

Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщал, что предлагаемый министерством механизм модернизации тепловой энергетики России не должен привести к увеличению платежей потребителей выше уровня инфляции. Но в НЛМК уверены, что итоговая стоимость электроэнергии с учетом всех надбавок, которые платят промышленные потребители, с началом реализации программы модернизации тепловых электростанций будет расти быстрее инфляции.

«Платежи потребителей за электроэнергию неизбежно будут расти с темпами выше инфляции. Разработчики концепции показывают только часть стоимостной нагрузки на энергорынок, непосредственно связанную с реализацией программы модернизации, но эти расчеты не учитывают рост сетевой составляющей в тарифе, старые и новые виды перекрёстного субсидирования, ввод новых атомных энергоблоков, возможное развитие возобновляемых источников энергии и другие виды дополнительных платежей, регулярно обременяющих промышленных потребителей. Фактически весь доступный объем роста платежей потребителей в пределах инфляции уже выбран и каждое следующее тарифное решение по дополнительному росту затрат любого из субъектов энергорынка неминуемо выведет темпы роста конечной цены за уровень инфляции», – отметили в НЛМК.

Просьбы о доработке

Ассоциация «Русская сталь» (входит «Евраз», «Мечел», ММК, НЛМК, «Оскольский электрометаллургический комбинат», «Северсталь», ТМК, УК «Промышленно-металлургический холдинг», ОМК) в направленных на имя Козака документах обратила внимание на то, что проект программы модернизации тепловой генерации не учитывает ни одно из предложений металлургических компаний, несмотря на то, что на эту отрасль ложится основная финансовая нагрузка из-за больших объёмов потребления электроэнергии и мощности.

Ассоциация считает необходимым доработать программу в части объёма проектов и пересмотра механизмов финансирования с упором на рыночные механизмы.

ОК «Русал» поддерживает предложение ассоциации о доработке программы модернизации энергомощностей. Компания, в частности, предлагает усовершенствовать критерии отбора проектов для модернизации и сделать первый отбор проектов небольшим, чтобы по его итогам скорректировать механизм дальнейшего отбора проектов. «Доработать проект, чтобы иметь возможность провести однолетний отбор мощности в 2018 году (с поставкой на 2022 г.) с совокупным объёмом до 1,5 ГВт для отладки процесса отбора проектов», – сообщили источнику в «Русале».

Ранее сообщалось, что первый отбор проектов для включения в программу модернизации (за исключением проектов на Дальнем Востоке) планируется провести в ноябре этого года. Ввод объектов, отобранных в программу в этом году, должен быть осуществлен в 2022-2024 гг. Суммарная мощность проектов, отобранных в программу, составит 11 ГВт. В этом же году планируется провести отборы на строительство новых объектов с вводом в 2022-2024 годах в рамках участия в КОМ. Заявки на конкурс на продажу мощности в рамках КОМ с вводом новой генерации в 2022 году будут приниматься до 15 декабря.

В «Русале» также отметили, что программа модернизации тепловых электростанций должна включать параметры, направленные на повышение эффективности функционирования теплоэнергетики, а также возможность пропорциональности и дифференциации оплаты мощности в зависимости от будущей загрузки модернизированного объекта.

Без учёта санкций

«Русал» также обращает внимание, сообщает источник, что при разработке программы не были учтены санкции США, которые могут стать причиной снижения энергопотребления и привести в росту профицита мощности в стране.

«Разработчики проекта нормативного акта упускают из вида ситуацию, сложившуюся после введения санкционных ограничений Минфином США, так как в нём учтён прогноз спроса на электрическую энергию и мощность (СИПР) строящихся и действующих алюминиевых заводов в нормальных условиях. В случае же корректировки электропотребления избыточный резерв генерирующей мощности в Сибири (сверх нормативного резерва уже учтенного в СИПР) вырастет с 5% до 19%», – отмечают в компании.

«Устаревшие невостребованные генерирующие энергомощности в этом случае целесообразно было бы законсервировать, а не модернизировать, в противном случае на оставшихся потребителей Сибири модернизация ляжет непосильным бременем», – добавили в «Русале».

Источник: ТАСС