«Росатом» может стать федеральным оператором по обращению с опасными отходами

«Росатом» может стать федеральным оператором по обращению с опасными отходами, говорится в сообщении Минприроды РФ. Министерство подготовило соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и в ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как отмечает Минприроды, подготовленные изменения необходимы, чтобы создать систему управления опасными отходами (в том числе токсичными и ядовитыми) по аналогии с радиоактивными, утилизацию которых обеспечивает корпорация.

«Решение принято с учетом успешного опыта «Росатома» в реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с особо опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре», – говорится в сообщении.

Предлагаемый Минприроды законопроект предполагает развитие государственно-частного партнерства в данной сфере, предусматривая тарифное регулирование деятельности в целях обеспечения возврата инвестиций в строительство объектов по переработке опасных отходов.

На сегодняшний день мощностей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I, II классов опасности не хватает, поэтому Росприроднадзор вскрывает факты нелегального захоронения опасных отходов на полигонах ТБО.

«Пока нет гарантированного объёма отходов, бизнес не будет заинтересован в инвестициях. В рамках же новой системы создается федеральная схема по обращению с опасными отходами, предусматривающая планирование объёмов переработки на основе учёта реального объёма и географии их образования», – поясняет министерство.

При этом система не предполагает монополизации отрасли – частные предприятия будут работать, как и ранее (при этом отчитываясь перед федеральным оператором), отмечается в сообщении ведомства.

Ранее 11 мая о законопроекте рассказал «Коммерсант». В РФ ежегодно образуется до 400 тыс. тонн отходов I и II класса опасности, а объектов для их обработки, утилизации и безопасного размещения, отвечающих принципам наилучших доступных технологий, нет. В министерстве предлагают создать семь таких межрегиональных объектов мощностью по 60 тыс. тонн отходов в год, что обойдется в 36,4 млрд рублей. Доля бюджета в создании такой инфраструктуры может составить от 50% до 100% – в ведомстве говорят, что объёмы поступления отходов неясны и рассчитывать на частные инвестиции не приходится. Частично под новые задачи можно переоборудовать мощности по уничтожению химоружия (его программа завершена в 2017 году).

Оплачивать услуги «Росатома» компании, образующие опасные отходы, будут по госрегулируемым тарифам (66,3–88,4 тыс. рублей и 27,3–35,8 тыс. рублей за тонну отходов I и II классов соответственно), говорят в Минприроды. Тарифы должны стимулировать компании снижать объёмы образования отходов.

Минэкономики схема, предложенная Минприроды, категорически не устраивает: в ведомстве ссылаются на отсутствие информации о наличии у «Росатома» технологий и опыта обращения с опасными отходами, возможности использования его инфраструктуры, следует из протокола согласительного совещания. При этом предложение Минприроды «приведёт к существенному увеличению финансовой нагрузки на бизнес и дополнительным необоснованным затратам федерального бюджета», говорится в протоколе. Монополия не будет мотивировать «Росатом» снижать издержки, убеждены в Минэкономики, и не даст развиваться рынку. Чиновники настаивают: необходимо рассмотреть иные формы организации обращения с опасными отходами, в частности «одну из наиболее приемлемых форм государственно-частного партнерства», – такое предложение ведомство вносило президенту в апреле 2018 года.

«При реализации подхода Минприроды мы фактически отказываемся от создания нового рынка. Расходы с высокомаржинального бизнеса перемещаются на бюджет, а на бизнес накладывается тариф с непонятными составляющими», – говорит директор института экономики природопользования НИУ ВШЭ Борис Моргунов.

По его словам, можно создать и быстро запустить систему обращения с опасными отходами «преимущественно за счёт коммерческих инвестиций» – механизм уже разработан ВШЭ и поддержан Минэкономики. Вариант же Минприроды «предполагает, что граждане, подвергающиеся негативному воздействию высокоопасных веществ, должны сами из своих налогов оплачивать свою защиту, а бизнес получит чувствительный тариф», говорит эксперт.

С ним согласен и директор по региональному развитию и инфраструктурным инвестициям PricewaterhouseCoopers Алексей Рвачёв: «Система с единым регулятором для бизнес-сообщества является новой и вызывает опасения. Она, очевидно, влечёт за собой значительное увеличение нагрузки на производителей токсичных отходов при неясной методике её расчётов».

Источник: RNS, Коммерсант