«Россетям», «Транснефти» и РЖД дивиденды могут заменить на инвестиции

Правительство может удовлетворить не только упорные просьбы «РЖД» об освобождении компании от выплат дивидендов по обыкновенным акциям, но и распространить эту практику на другие инфраструктурные монополии. Предполагается, что госкомпании в этом случае должны будут направлять средства на крупные проекты своих инвестпрограмм. За отказ от обязательных дивидендов или включение их в расчёт тарифов выступали также «Россети» и «Транснефть».

Правительство склоняется к тому, чтобы предоставить РЖД возможность не платить дивиденды по обыкновенным акциям, ограничившись выплатами по префам, но направлять свободную прибыль на финансирование инвестпроектов. С одной стороны, это следует из протокола заседания рабочей группы по бюджетным проектировкам от 10 августа. Группа вынесет на рассмотрение бюджетной комиссии предложение о «долгосрочных решениях» по дивидендной политике РЖД, которые, в частности, предусматривают направление всей чистой прибыли на развитие железных дорог. Речь идёт о мероприятиях комплексного плана модернизации, программе развития РЖД до 2025 года. При этом из бюджета будет исключена господдержка инвестпрограммы РЖД, отмечено в протоколе.

Но РЖД дело может не ограничиться, следует из поручения Минэкономики, Минфину, Минтрансу, Минэнерго и ФАС по итогам совещания у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака 13 августа. Ведомства до 5 сентября должны согласовать свои предложения по «совершенствованию дивидендной политики» федеральных инфраструктурных монополий с учётом «безусловного финансового обеспечения» их инвестпрограмм. Темой совещания было логистическое обеспечение экспорта угля. Поручение следует рассматривать с точки зрения инфраструктурного обеспечения развития этого сектора, говорит источник в госорганах.

Другой федеральный чиновник подтвердил, что предложение будет проработано по всем инфраструктурным компаниям, в том числе по «Россетям» и «Транснефти», но вопрос будет упираться в позицию Минфина. В Минфине запрос перенаправили в профильное Минэкономики, там и в Минтрансе сообщили, что вопрос прорабатывается. В Минэнерго, ФАС и РЖД комментариев не предоставили.

В «Россетях» также не ответили на запрос. Но вопрос возможного отказа от дивидендов, которые не учтены при расчете тарифов, был поднят главой монополии Павлом Ливинским в октябре 2017 года, примерно через месяц после его назначения. «Все наши затраты расписаны, даже та прибыль, которая выступает источником для расчёта дивидендов, в основной части – источник финансирования инвестпрограмм»,— пояснял топ-менеджер в интервью 13 июля. «Нужно узаконить дивиденды в тарифе», – описывал он один из возможных выходов. За 2017 год «Россети» дивиденды не платили из-за формальной причины – убытка по РСБУ.

Инфраструктурные проекты в мире отличаются высокой капиталоёмкостью, отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, а собственных источников их финансирования у инфраструктурных компаний по большому счёту только два – амортизация и прибыль. «Появление у них дополнительных ресурсов позволит направить их на развитие мощностей, что всегда несёт пользу экономике: дополнительный спрос на промышленную продукцию (как в рамках заказа, так и из-за снятия инфраструктурных ограничений), налоговые поступления, рабочие места и, как результат, экономический рост», – говорит он, считая, что эту инициативу правительства «нужно только приветствовать».

Коммерсант