«Ростех» рассчитывает получить 30% акций «Россетей» в рамках СП по цифровизации

Государственная корпорация «Ростех» может получить в уставном капитале электросетевого холдинга «Россети» до 30%, став стратегическим партнёром компании в рамках сотрудничества по проектам развития цифровой сети. Такое предложение выдвинул глава «Ростеха» Сергей Чемезов, сообщил «Интерфаксу» источник в одном из профильных ведомств, знакомый с текстом письма руководителя корпорации премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Глава правительства поручил ведомствам проработать предложение, которое счёл «перспективным», сказал другой источник агентства, знакомый с текстом поручения. Речь идёт о сотрудничестве компаний в построении цифровой электрической сети.

«Предполагается организация стратегического, инвестиционного и технологического партнёрства, предполагающего вхождение корпорации в основной капитал ПАО «Россети» (до 30%)», –процитировал один из источников текст письма Сергея Чемезова главе правительства. Кроме того, речь идёт об участии представителей «Ростеха» и «Россетей» в органах управления друг друга и создании СП.

Как пояснил один из собеседников агентства, в письме отмечается, что специалистами «Ростеха» и «Россетей» уже проведён комплексный анализ текущего состояния электросетевого комплекса и отечественного оборудования, «составлен комплексный план действий по решению поставленных задач». В «Ростехе» уверены, что результатом партнёрства, помимо появления цифровой сети, будет «создание технологических и инфраструктурных условия для развития «цифровой экономики», включая технологии «умного электроснабжения, сервисов «интернета вещей», цитирует источник «Интерфакса» текст письма главы госкорпорации.

На прошлой неделе Дмитрий Медведев провёл совещание о создании в России до конца 2030 года цифровой сети на основе оборудования и технологий отечественного производства. Как сообщили в пресс-службе правительства, по итогам совещания премьер-министр «дал поручение профильным министерствам и ведомствам совместно с заинтересованными сторонами проработать форму и объёмы инвестирования ГК «Ростех» в ПАО «Россети» для реализации данного проекта». Согласно тексту поручения, с которым знаком один из источников «Интерфакса», глава правительства признал идею «перспективной» и поручил Минэнерго, Минпромторгу и Минэкономразвития внести согласованные предложения по развитию этого проекта.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича ответила, что «предложения будут прорабатываться». В обеих госкомпаниях, Минэнерго и Минэкономразвития ситуацию пока не комментируют.

По данным источника «Коммерсанта», «Ростех» будет входить в капитал «Россетей», вероятнее всего, через допэмиссии (уже седьмая за 10 лет). Для этого «Россети» выпустят допэмиссию, 30% обойдутся «Ростеху» в 85,2 млрд рублей, а доля Росимущества снизится с 88% до 62%. Фёдор Корначёв из «Райффайзенбанка» заметил, что акция в рамках допэмиссии не может продаваться дешевле 1 рубля (номинал обыкновенных акций холдинга). Чтобы получить 30% капитала, надо купить как минимум 85,2 млрд акций на 18% дороже рынка. Государство напрямую будет контролировать 62% акций госхолдинга, говорит Фёдор Корначёв.

Государству принадлежит 88,04% в капитале компании через Росимущество. Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на начало марта 1,29% в капитале «Россетей» принадлежало Rusenergo fund, 1,2% – ГЭХу, 0,83% – «Норникелю», 0,85% – у «Индекс энергетики – ФСК ЕЭС». Уставный капитал компании разделен на 200 млрд 903 млн 14 тыс. 525 акций. Количество обыкновенных акций составляет 198 млрд 827 млн 865 тыс. 141 ценная бумага, привилегированных – 2 млрд 75 млн 149 тыс. 384 акции.

23 апреля на Московской бирже стоимость 30% акций «Россетей» составила 51,6 млрд рублей, подсчитали «Ведомости».

Сотрудничество затронет программу цифровизации сети, которую недавно представили «Россети». В целом стоимость программы цифровизации по группе до 2030 года оценивается в 1,3 трлн рублей. При этом инфраструктурный холдинг сам ранее оценивал дефицит финансирования программы цифровой сети в «дочках» до 2030 года в сумме до 300 млрд рублей. Предполагается, что на пике заимствований для внедрения цифровой сети долговая нагрузка «Россетей» вырастет максимум до 2,5 в соотношении долг/EBITDA.

«Интерес «Россетей» во вхождении в госкорпорацию может быть в том, что последняя обеспечит финансирование этой программы. Иначе программа потребует либо увеличения долга, либо поиска других источников. Сам же «Ростех» получил бы гарантированное увеличение сбыта своей продукции», – отметила аналитик АКРА Наталья Порохова в комментариях «Ведомостям».

Правда, «Россети» могут позволить себе занимать, продолжает Наталья Порохова: чистый долг холдинга на конец 2017 года составляет 456 млрд рублей, или всего 1,5 EBITDA, это умеренно низко, например, ещё три года назад соотношение было более 2. У многих сетевых инфраструктурных компаний в мире соотношение долг/EBITDA выше, так как у них есть стабильный доход и у них высокие потребности в инвестициях, добавила эксперт.

Ключевой вопрос в том, зачем привлекать «Ростех» в качестве акционера для цифровизации. Ряд собеседников «Коммерсанта» считают, что СП или тендерных закупок было бы достаточно – кроме «Ростеха», на российском рынке никто больше не обладает необходимыми компетенциями. Один из источников предполагает, что вхождением в капитал «Россетей» «Ростех» хочет гарантировать себе рынок сбыта: потребуется создание отдельного кластера микроэлектроники (системы интеллектуального учёта, телемеханика, цифровые датчики, системы кибербезопасности и управления – всего более 265 элементов). Фёдор Корначёв отмечает, что при допэмиссии в «Россети» «придут живые деньги, и для этого, может быть, и нужен «Ростех», хотя даже в таком случае механизма СП под конкретный проект с финансированием «Ростеха» могло хватить».

При этом «Ростех» находится под санкциями США. Партнер «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая оценивает риски расширения санкций на «Россети» как умеренно высокие. Она отмечает, что по закону CAATSA (о противодействии противникам США) санкции могут быть введены в отношении организаций, в капитале которых фигурантам черного списка (SDN list) принадлежит более 33%. Пакет в 30% ниже этой черты, говорит юрист, «но стоит отметить, что включение в SDN делает компании «токсичными», то есть любое сотрудничество с ними может привести к реакции США». Партнер Lidings Степан Гузей отмечает, что снизить риски «Россети» смогут, предоставив «безусловные доказательства» того, что новый акционер не оказывает существенного воздействия на работу компании (например, что «Ростех» – институциональный инвестор и не будет вводить своих представителей в совет директоров «Россетей»). «Но эти меры не являются панацеей, все равно риски остаются», – заключает он.

По итогам торгов 23 апреля на Московской бирже обыкновенные акции «Россетей» подорожали на 5,87%, привилегированные – на 2,53% (индекс Мосбиржи вырос на 0,82%). Капитализация компании составила 171,9 млрд рублей.

«Россети» сообщали о желании привлечь стратегического инвестора в капитал ещё при прежнем главе компании, Олеге Бударгине, летом 2017 года. Он отмечал, что компания хотела бы отдать «стратегу» 25% капитала. Министр энергетики Александр Новак тогда отмечал, что соответствующий вопрос пока не стоит на повестке дня. «А в принципе в стратегии электросетевого комплекса у нас такая формулировка записана», – говорил чиновник.

Интерфакс, Коммерсант, Ведомости