СГК и «Энел Россия» разошлись в оценке стоимости Рефтинской ГРЭС

«Сибирская генерирующая компания» (СГК, входит в СУЭК Андрея Мельниченко) и «Энел Россия» пока не слишком продвинулись в согласованиях условий сделки по покупке угольной Рефтинской ГРЭС. Ключевое препятствие – стоимость актива. Как говорят источники, «Энел Россия» хочет получить порядка 27 млрд рублей, добавляя к стоимости ГРЭС будущие доходы от её участия в программе модернизации. СГК по-прежнему считает, что станция стоит не более 21 млрд рублей.

«Энел Россия» пока не ставит чёткого дедлайна по срокам возможной продажи Рефтинской ГРЭС (покупатель – СГК), сообщила 1 ноября на телефонной конференции с аналитиками финансовый директор компании Юлия Матюшова. «Из-за внешних факторов потребуется больше времени на принятие решения», – уточнила она.

Продажа Рефтинской ГРЭС сильно затянулась: «Энел Россия» ищет покупателей с 2016 года и, по неофициальным данным, изначально планировала выручить 35 млрд рублей, но такую цену никто не предложил. В разное время покупкой ГРЭС интересовались «Интер РАО», китайская «Хуадянь», обязывающие заявки позже подавали также группа ЕСН Григория Березкина и одна из структур Олега Дерипаски, но затем они вышли из переговорного процесса.

В сентябре гендиректор СГК Михаил Кузнецов заявил, что компания определится с решением о покупке ГРЭС до конца года: «Думаю, будем ускоряться в ноябре. И до конца года будет понятно – покупаем или нет. Мы совместно (с «Энел Россия» – ред.) должны снять все вопросы – будет ли сделка», – пояснил тогда топ-менеджер СГК. По его словам, в переговорах сохраняются разногласия, суть которых он пояснить отказался. 1 ноября в СГК сообщили, что переговоры ещё идут и их подробности пока раскрывать не готовы.

По неофициальным данным, «Энел Россия» сейчас хочет получить за Рефтинскую ГРЭС около 27 млрд рублей, что не устраивает СГК, которая не планирует платить за актив более 21 млрд рублей.

«Энел Россия» пытается поднять цену контракта за счёт возможного участия Рефтинской ГРЭС в программе модернизации ТЭС (обсуждаемая в правительстве программа по замене старого оборудования на новое с гарантиями возврата инвестиций). После модернизации новый собственник будет получать повышенные платежи за мощность с оптового энергорынка.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что оценка в 27 млрд рублей подразумевает мультипликатор EV/EBITDA в 4,1 против средних 3 за генерирующие активы в России (и 3,5 – для самой «Энел Россия»). Эта оценка, по мнению эксперта, «выглядит достаточно амбициозной и труднодостижимой», учитывая все риски этого актива – топливный, операционный, экологический и прочие.

По имеющимся данным, не решённым остаётся и вопрос поставок угля на Рефтинскую ГРЭС. СГК вела переговоры с «Русалом» о покупке у подпавшей под санкции США алюминиевой компании её доли в 50% в СП с казахстанской «Самрук-Энерго» «Богатырь-Комир». СП разрабатывает угольное месторождение Богатырь под Экибастузом, которое является сырьевой базой для Рефтинской ГРЭС. Как говорит источник, знакомый с ходом переговоров, целесообразность этой покупки по-прежнему изучается, но вариант не является основным. По его словам, пока есть две схемы: либо продолжить покупать уголь в Казахстане, либо перейти на топливо из России, но для второго варианта потребуется переоборудование станции, а эффективность этого неочевидна.

Максим Худалов из АКРА отмечает, что уголь Богатыря крайне дёшев и здесь нет проблем с его быстрым подвозом в случае необходимости. Перевод на российский уголь потребует замену котлов и мельниц ГРЭС, а плечо транспортировки из Сибири – 3,5–4 тыс. км. «Но российский уголь более экологичен и, главное, уменьшает потребности в золоотвалах», – отмечает аналитик. Альтернативой может стать Берёзовский разрез СУЭК в Красноярском крае – это низкосортный уголь, но схожий по характеристикам с углем Экибастуза, уточняет г-н Худалов.

Коммерсант