В кабмине возникли разногласия из-за размера индексации тарифов ЖКХ с 1 июля 2019 года

Вопрос об индексации тарифов ЖКХ из-за роста НДС остаётся открыт: «консолидированная позиция» ведомств, выработанная на совещании у вице-премьера Виталия Мутко 23 августа, допускает оба обсуждаемых варианта — и рост расценок на ЖКУ летом 2019 года на 2,4%, как требует Минэкономики, и более существенное повышение на 4%, как хотят коммунальщики. Сходятся стороны лишь на необходимости роста тарифов в январе на 1,7% – но против этого неожиданно выступила ранее публично не возражавшая ФАС.

Несмотря на то, что ведомства планировали к 23 августа согласовать размер двухэтапной индексации тарифов ЖКХ в 2019 году, учитывающей будущее повышение НДС, договоренности госорганов пока носят довольно общий характер. В протоколе совещания у вице-премьера Виталия Мутко отмечается «консолидированная позиция ведомств» о сохранении ранее выработанного подхода к ценовому регулированию на 2019 год «с установлением с 1 июля 2019 года процента роста тарифов РСО, не превышающего значение прогнозной инфляции, а также необходимость корректировки тарифов для населения на 1,7% на услуги в сфере ЖКХ с 1 января 2019 года».

Вопрос о схеме индексации возник из-за необходимости компенсировать отраслевому бизнесу 2-проццентный рост НДС с 2019 года. Так, по оценкам комиссии РСПП по ЖКХ, у ресурсоснабжающих организаций возникнут выпадающие доходы (2% годовой выручки), что может привести к неконтролируемому росту тарифов для населения. Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, «Совет производителей энергии» и «Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения» заявили, что без компенсации роста НДС в отрасли возможны банкротства и рост дебиторской задолженности (она и так превышает 1,4 трлн рублей).

Первым предложения по параметрам роста тарифов высказало Минэкономики – на 1,7% в январе и ещё на 2,4% для компенсации инфляции. Ведомство настаивает на этой позиции – там пояснили, что двухэтапная индексация позволит синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, а совокупный рост тарифов не превысит инфляции. Компании же и Минэнерго сверх повышения на 1,7% в январе требовали индексации в июле на 4% (как и в 2016–2018 годах). ФАС сначала воздерживалась от комментариев, но 30 августа её глава Игорь Артемьев высказался против двухэтапного роста тарифов – служба согласна только с первой индексацией (на 1,7%) и только в регионах, где сейчас тарифы ниже «эталона». По словам г-на Артемьева, в большинстве регионов тарифы выше экономически обоснованного уровня – и их надо или снижать, или тратить доходы на ремонт и модернизацию.

По протоколу совещания у г-на Мутко, предложения ФАС по пересмотру базового уровня операционных расходов организаций ЖКХ с учётом производительности труда, а также повышения индекса эффективности таких расходов, ведомства должны проработать к 14 сентября. Среди других идей – возможность сокращения величины расходов коммунальщиков по сомнительным долгам до 1,5% выручки. ФАС 30 августа отказалась комментировать предложения, в Минстрое и Минэнерго не получали документов службы. Как пояснил глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин, уровень операционных расходов и индекс их эффективности – это долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые менять нельзя: предложение ФАС «приведёт к снижению тарифов и потребует компенсации выпадающих доходов из бюджета». Снижение же потолка расходов по сомнительным долгам (сейчас 2%) увеличит дебиторскую задолженность. «ФАС не учитывает собираемость – в среднем по стране она составляет 95–96%», – добавляет эксперт, то есть резервы нужно наоборот увеличивать до 4–5%.

Коммерсант