Невмержицкая рассказала о статусе законопроекта о прямых договорах между РСО и потребителями

О регулировании жилищно-коммунального комплекса на II Всероссийской практической конференции ««Государственная политика в жилищно-коммунальной сфере», прошедшей в Москве, рассказала председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая.

Наталья Невмержицкая рассказала участникам конференции о текущем статусе законопроекта о переходе на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и потребителями коммунальных ресурсов. Сейчас ведется доработка законопроекта с учетом некоторых аспектов, в частности, рассматривается возможность сохранения при переходе на прямые отношения удобного для граждан единого платежного документа. При этом основной посыл законопроекта остается без существенных изменений: он предполагает возможность расторжения договора между управляющей компанией (УК) и ресурсоснабжающей организацией (по инициативе любой из сторон) и переход последней на прямые договоры с гражданами. Договор энергоснабжения в таком случае заключается непосредственно между потребителем и РСО в отсутствие письменной формы – конклюдентными действиями сторон.

В новой модели отношений УК перестает быть финансовым посредником между потребителями и ресурсоснабжающей организацией, не несет риски неплатежей конечных потребителей, а сосредотачивается на выполнении своих основных функций, связанных с управлением общим имуществом многоквартирного дома (МКД).

При этом проектом закона предусмотрена возможность сохранения существующей схемы продажи ресурсов через посредничество управляющей компании, если это устраивает всех участников взаимоотношений.

Законопроект четко разграничивает зоны ответственности за нарушение качества коммунального ресурса или предоставление его с перерывами: до границы дома за качество отвечает РСО, внутри дома – УК. При этом предполагается, что управляющая компания выполняет роль единого окна по приему жалоб от потребителей о некачественном предоставлении коммунальных услуг, и участвует в разбирательствах с РСО как их представитель. В случае если УК не предпринимает необходимых действий по проверке жалобы потребителя о качестве ресурса, то на нее может быть возложена ответственность до момента, пока не будет доказана вина РСО. Ресурсоснабжающая организация также заинтересована в устранении причин некачественного оказания коммунальных услуг, поскольку до момента установления ответственности той или иной стороны потребитель имеет право не оплачивать РСО услуги в случае их некачественного предоставления.

По словам Натальи Невмержицкой, норма, обязывающая УК действовать в интересах потребителя в вопросах определения ответственного за некачественное предоставление коммунальной услуги, призвана стимулировать управляющую компанию к установке общедомовых приборов учета, что позволит отчасти компенсировать дестимулирующий эффект норм Закона 176-ФЗ.