THE GUARDIAN: Действительно ли мачты ЛЭП так портят окружающий пейзаж?

Эти гигантские решётчатые конструкции по-своему прекрасны, но британская энергокомпания National Grid под нажимом извне готова стереть их с лица земли.

 THE GUARDIAN: Действительно ли мачты ЛЭП так портят окружающий пейзаж?

«Нейлон на ножках женщины / ЛЭП-мачтами увенчаны / Холмы… Бездушный век!» – сокрушался английский поэт Джон Бетчемен (John Betjeman) ещё в 1966 году, выступая против, как он полагал, двух зол современности – колготок и опор линий электропередачи.


И если его отвращения к синтетическим чулкам благотворительная организация «Поход в защиту сельской Англии» (Campaign to Protect Rural England), может быть, и не разделяет, то его противоборство с ненавистными опорами ЛЭП она успешно продолжает, оказывая давление на энергетическую компанию National Grid, которая в конце концов вынуждена уступать. На этой неделе компания заявила о намерении потратить полмиллиарда фунтов стерлингов на то, чтобы ликвидировать «самую крупную и самую уродливую» в стране сеть ЛЭП-мачт, а соответствующие средства, кстати, предполагается изыскать за счёт повышения тарифов на электроэнергию.

Но прежде чем начать копать братские могилы для наших рослых стальных часовых, которые вот уже почти 90 лет неутомимо маршируют по стране, возможно, стоит задуматься над тем, а действительно ли они так уж портят окружающий пейзаж.

С того самого времени, как в 1928 году близ Эдинбурга была воздвигнута первая опора ЛЭП, эти скелетообразные гиганты постоянно становятся объектом гневных обличений, начало которым положили писатель и поэт Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling), его коллега по цеху Хилэр Беллок (Hilaire Belloc) и экономист Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) в своём полном негодования письме в газету The Times. Впрочем, тогдашнее энергоуправление не восприняло таких оппонентов всерьёз, назвав их «непрактичными эстетами», но при этом упустив из виду то, что мачта ЛЭП была – и остаётся образцом изящной строительной конструкции с идеальными пропорциями, которая лишь подчёркивает красоту пейзажа, мрачновато-величественно возвышаясь над ним подобно шпилю собора эпохи электричества.

Первоначальный дизайн, который с годами почти не изменился, был разработан американской компанией Milliken Brothers под руководством английского архитектора сэра Реджинальда Бломфилда (Reginald Blomfield), решительного противника стиля модерн. Побуждаемый возвышенным стремлением увековечить созданную им во благо нации ажурную конструкцию, он нарёк мачту ЛЭП тем же величавым именем «пилон» , которым назывались башнеобразные сооружения в форме усечённых пирамид, некогда воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

За время, прошедшее с тех пор, армия великанов Бломфилда выросла до 90 тысяч. Гудя и потрескивая, шагают они через поля и долины, несут на плечах своих груз проводов, превратившись в такую же неотъемлемую часть рукотворного сельского ландшафта, как тюки сена и загоны для скота, как изгороди и сложенные всухую каменные стены. Подобно хитросплетённой паутине или такелажу галеона, конструкция опоры ЛЭП имеет чёткую, логически выверенную структуру, которая обусловлена утилитарной необходимостью экономии средств. Мачты ЛЭП стали частью нашего культурного ландшафта наряду с другими характерными творениями промышленного дизайна 1930-х годов, такими как красные телефонные будки модели K6, разработанные Джайлзом Гилбертом Скоттом (Giles Gilbert Scott), и двухэтажные автобусы – наследием эпохи, определившей переход от классицизма к модерну.

Эти стройные гренадёрши National Grid в своё время даже послужили музами для британских поэтов-модернистов – довольно скверных, надо сказать, поэтов – Сесила Дэй-Льюиса (Cecil Day-Lewis) и Стивена Спендера (Stephen Spender), последний из которых, например, сладострастно вздыхал: «Мачты ЛЭП исполинские – / Как великанши нагие, / секретов своих не таящие».

А ведь есть ещё и Общество ценителей ЛЭП-мачт, членом которого можно стать за смехотворную сумму в 15 фунтов стерлингов. И есть специальный блог «ЛЭП-мачта месяца». А архитектор Аластир Парвин (Alastair Parvin) составил целую классификацию этих решётчатых гигантов, в которой с любовью описаны все разновидности ЛЭП-мачт, встречающиеся в стране, и которая показывает, как легко эти «существа» адаптируются к местным условиям.

Недавний архитектурный конкурс на разработку новой конструкции опоры ЛЭП, привлекший внимание даже таких знаменитостей, как Аманда Левет (Amanda Levete) и Ян Ритчи (Ian Ritchie), продемонстрировал лишь то, насколько элегантными остаются творения Бломфилда. Работы, прошедшие в финал, в большинстве своём явили миру нескладных стальных страшилищ, окрашенных в белый цвет, похожих на циклопические унитазы или обломки моста Калатравы.

А какова же альтернатива опорам ЛЭП? Чтобы уложить под землю шесть кабелей, которые держит каждая такая опора, нужно выкопать траншеи шириной в 50 и глубиной в 2 метра, которые действительно изуродуют пейзаж, оставив после себя безобразные шрамы – и стоить это удовольствие будет по 7 млн фунтов стерлингов на каждую мачту. Если применить этот метод «облагораживания сельского пейзажа» ко всей национальной сети ЛЭП-мачт, это обойдётся более чем в 630 млрд фунтов стерлингов – немногим меньше годовых расходов бюджета Великобритании на общественные нужды. Так что, ребята из National Grid, не тратьте ваши денежки, наплюйте на непрактичных эстетов и научитесь по достоинству ценить свою армию благородных шестируких солдат.


20 ноября 2014 в 12:58

мировой опыт

Другие пользователи читают

Только электро-Volvo

Volvo Cars объявила, что с 2019 года все её автомобили будут оснащаться электродвигателями, отказавшись от выпуска машин...

06 июля 2017 в 13:10
АЭС vs ПГУ: конкурентные перспективы в России до 2040 года

В настоящее время заканчиваются вводы генерирующих мощностей по договорам на поставку мощности (ДПМ). Массовый ввод ...

16 июня 2017 в 11:40
Энергетики обзаводятся «мозгами»

Российские энергетики всерьёз заинтересовались новым для себя направлением – созданием центров обработки данных (ЦОД)....

13 июня 2017 в 03:03
«Ростех» забрал весь «мусор»

19 июня «Администратор торговой системы» (АТС, 100-процентная «дочка» НП «Совет рынка») подвел итоги отбора инвестпроектов...

19 июня 2017 в 19:45