Последнее предупреждение

Чтобы избежать штрафных санкций от Еврокомиссии, правительство Польши в июне этого года примет три блока поправок в законодательство об энергетике. А концу 2013 года появится новый Закон о возобновляемых источниках энергии. Таким образом, под давлением ЕС Польша постепенно начнёт снижать зависимость от угля.

 Последнее предупреждение

Источник: shutterstock

Польские депутаты подготовили проект так называемого тройного пакета поправок к Закону об энергетике: первый пакет касается энергетики в целом, второй – поправки к Закону о газе, третий же имеет отношение к Закону о возобновляемых источниках энергии. Последний особенно важен для Польши, так как именно требование Евросоюза увеличить долю энергии, получаемой от возобновляемых источников, создавало напряжение в энергетическом секторе между Польшей и ЕС последние два года. Ожидается, что в июне тройной пакет будет окончательно одобрен правительством. Согласно новым поправкам владельцы малых установок для производства энергии из возобновляемых источников (мощностью до 40 кВт) больше не должны будут платить за подключение к сети. Что касается владельцев установок мощностью от 40 до 200 кВт, то они получат льготы. Кроме того, по новому закону производители будут обязаны продавать определённый объём газа на национальной бирже. Тройной пакет также содержит постановления, призванные обеспечить защиту беднейших потребителей, когда Польша начнет реализацию планов по снятию ряда ограничений в секторе розничных продаж электроэнергии.

Камень преткновения

Директива о возобновляемых источниках энергии была принята Европейским парламентом в 2009 году, в декабре 2010 года она вступила в силу. Эта директива является частью стратегии ЕС 20–20–20, направленной на увеличение доли «зеленой» энергии, то есть энергии, получаемой от возобновляемых источников (солнце, ветер, твёрдая биомасса, биогаз). По замыслу разработчиков концепции, к 2020 году доля возобновляемой энергетики должна составить 20% всего потребления энергии в Евросоюзе, энергоэффективность – возрасти на 20%, а выбросы в атмосферу парниковых газов – снизиться на 20%. Что касается непосредственно самой директивы, то в ней для каждого государства – члена ЕС были выработаны свои конкретные цели и задачи: определённая национальная планка, определяющая долю возобновляемой энергетики в энергоструктуре страны. Таким образом, каждая страна-участница должна была разработать собственный план действий.

Если доля традиционного ископаемого энергоносителя – угля – в электроэнергии некоторых стран – членов ЕС ниже 20% (Швеция, Франция, Испания, Италия), то другие участники серьёзно зависят от этого вида топлива – Греция (56%), Чехия (56%), Дания (49%), Болгария (49%), Германия (42%) и Великобритания (28%). Но самые серьёзные проблемы с реализацией положений директивы возникли именно у Польши (88%). Такие показатели были представлены Европейской комиссией для Европейского парламента, совета, комитета регионов, экономического и социального комитета в докладе «О перспективах улавливания и хранения углерода в Европе», 2013 год.

Будучи крупнейшим производителем каменного угля в ЕС (входит в первую десятку мировых производителей каменного и бурого угля), Польша наименее зависима от импорта энергоносителей. Но это означает, что ей и труднее справиться с поставленными задачами, потому что её экономика сильно зависит от экспорта угля.

По индивидуальному плану, подготовленному для Польши, к 2020 году доля энергии, получаемой от возобновляемых источников, должна составлять 15%, а к 2030 году достигнуть 20%. Кроме того, директива содержит и ещё одно требование, общее для всех стран-участниц: в транспортном секторе все государства ЕС должны достичь планки 10% возобновляемых источников.

За два года Польша так и не изменила своё национальное законодательство в энергетическом секторе в соответствии с директивой. В 2011 году Европейская комиссия вынесла стране предупреждение. В 2012 году новый закон не был принят, но правительство Польши рассчитывало управиться с ним к началу 2013 года. Не случилось и этого – проект был приостановлен, так как министры финансов, иностранных дел и экономики не сошлись во мнениях по поводу окончательного варианта законопроекта. В марте этого года терпение Еврокомиссии лопнуло: она подала на Польшу в Суд ЕС за невыполнение положений директивы. Цена вопроса – штраф в размере 133,228 тыс. евро ежедневно, до тех пор пока страна не пересмотрит законодательство. После этого польское правительство стало расторопнее: ожидается, что три пакета поправок будут приняты уже в июне этого года.

«Поправки вносились так долго прежде всего из-за бюрократических проблем, – прокомментировал «Энергии без границ» замдиректора Центра польско-российского диалога и согласия Эрнест ВЫЦИШКЕВИЧ. – Три пакета, огромное количество документов, которые рассматривались на уровне министерств и экспертных комиссий. Кроме того, естественно, что есть влияние интересов традиционной промышленности, угольным компаниям не по душе такие перемены. Но у Польши нет выхода. Тем более что угольная промышленность не должна так уж пострадать – сейчас у нас доля возобновляемых источников – 7–8%, а будет 15%, это меньше, чем у многих других стран ЕС».

Деньги на ветер

До 2020 года правительство Польши намерено потратить 13,7 млрд евро на дотации энергетике, работающей на возобновляемых источниках. Из этой суммы 43% средств получат производители ветряной электроэнергии, 27% – владельцы солнечных электростанций (их намерены интенсивно развивать), 15% уйдут на биогазовую электроэнергетику и 9% – производителям электроэнергии из биомассы.

Всего в 2013–2020 годах в ветряную энергетику предполагается инвестировать 16 млрд евро. Впрочем, значительная часть этих денег, по словам экспертов, уйдёт в Германию, где производится основное оборудование для ветряных электростанций. По словам вице-президента Польского объединения ветряной энергии Аркадьюша СЕКЧИНЬСКОГО, до последнего времени половина субсидий по поддержке энергетики на возобновляемых источниках уходила на производства смеси каменного угля и биомассы, однако в результате такой поддержки новых энергомощностей в Польше не появилось. Тогда как поддержка ветряной энергии – это прежде всего строительство новых станций.

Изменение энергетической политики должно привести к непростым по­след­стви­ям в угледобывающем регионе Верхней Силезии: работу там, по оценкам Министерства экономики Польши, до 2020 года могут потерять до 20 тыс. шахтёров. При этом ожидается, что сектор возобновляемой энергии создаст 30 тыс. новых рабочих мест.

Своя специфика

Для Польши соблюдение положений директивы и принятие нового Закона о возобновляемых источниках энергии – лишь начало урегулирования разногласий в фере энергетики в рамках ЕС. «Основным приоритетом Польши в обновлении энергетической политики страны является сокращение расходов на электроэнергию и снижение зависимости от угольных электростанций», – заявил польский министр окружающей среды Мартин КОРОЛЕЦ в апреле этого года на конференции Bloomberg New Energy Finance. Но при этом заметил: «Мы находимся в довольно глубоком кризисе. Мы живём в парадигме дорогих цен на энергоносители». Ещё до недавнего времени у Польши были планы построить дополнительные 11 300 МВт новых угольных мощностей к 2020 году, но Еврокомиссия предложила государствам членам ЕС сократить выбросы углерода в атмосферу. Правительство Польши посчитало, что эти требования дискриминируют угледобывающие страны. Польша дважды накладывала вето на одобрение этого документа («Энергетическая дорожная карта -2050») министрами окружающей среды ЕС– в июне 2011 и марте 2012 года. Этот спор между ЕС и Польшей шёл параллельно той ситуации, которая возникла из-за проблем с директивой, и каким образом он будет решён – пока не ясно.

«Увеличение доли возобновляемых источников – это уже решённый вопрос, – говорит Эрнест ВЫЦИШКЕВИЧ.– Опасение вызывает другое. После сланцевой революции в США начался ренессанс угля в Европе: Америка, у которой газ стал дешевле, чем уголь, стала экспортировать уголь в страны Старого Света. И посмотрите на Германию – она один из лидеров по ВИЭ, но тоже стала наращивать потребление традиционного топлива. Но ограничение выбросов углерода и то, что ЕС хочет повысить цену на квоты, может стать гораздо более серьёзным ударом по угольной промышленности, поэтому Польша так сопротивляется».

В ходе панельной дискуссии о возобновляемых источниках, которая проходила 15 мая на Европейском энергетическом конгрессе в Катовицах, председатель сеймового комитета по энергетике Анджей ЧЕРВИНЬСКИЙ заявил, что полноценный Закон о возобновляемых источниках энергии будет принят до конца года. Однако при этом он достаточно резко выступил против «бездумного применения европейских рекомендаций», так как Польша – угледобывающая страна и имеет свою специфику, которую необходимо отстаивать в ходе переговоров в Европейском парламенте.



Автор: Ольга Бешлей

24 июня 2013 в 18:27

зарубежные рынки, солнечные электростанции, каменный уголь, электроэнергетика, ветряные электростанции, возобновляемые источники энергии, биогаз, солнечная энергия, источники энергии, солнечная энергетика

Другие пользователи читают

Уценённый ДПМ от старения

Впервые озвученный лишь неделю назад вариант модернизации российской энергетики молниеносно превратился в фактически...

15 октября 2017 в 20:42
Мусорный компромисс

Власти практически определились с механизмом дальнейшего финансирования программы строительства мусоросжигательных заводов...

05 октября 2017 в 21:07
Антисанкционный манёвр во благо «Россетей»

Правительство России консолидирует электросетевой комплекс Крыма на базе создаваемого АО «Крымэнерго» и готово отдать в ...

22 сентября 2017 в 17:33
ДПМ без ручки

Основные игроки рынка альтернативной генерации, в том числе «Роснано», ратуют за сохранение механизма господдержки в её ...

10 октября 2017 в 20:45