Сумбур вместо электричества

Чтобы снизить тарифы на электроэнергию, власти Аляски планируют создать специальный регулятор. Энергокомпании обещают договориться без сторонней помощи.

Сумбур вместо электричества

Когда Крис Роуз заваривает чай в своих апартаментах в центре Анкориджа, он не использует для этого каких-то сверхтехнологий. Просто кипятит воду на обычной электроплите. Но как исполнительный директор Renewable Energy Alaska Project – общественной организации, развивающей возобновляемую энергетику на Аляске, – Роуз прекрасно знает, сколь извилистый путь преодолевает электроэнергия, прежде чем добраться до его плиты.

«Существует некая предыстория за этим чудом под названием «электричество», которым все мы постоянно пользуемся в жизни и которое часто принимаем как должное», – говорит Роуз.

Эта предыстория выглядит особенно сложной и запутанной на Аляске. В одном только Рейлбелте (Railbelt) – регионе, протянувшемся вдоль железной дороги от Фэрбанкса в центре до Хомера на крайнем юго-западе, работают шесть энергокомпаний. Для столь малонаселённой местности это много.

И сейчас, впервые за долгие годы, правительство штата всерьёз заговорило о том, чтобы ввести в систему своего рода третейского судью или рефери, ответственного за то, как электричество движется из точки А в точку Б. По разумению властей, это поможет снизить счета за электричество. Энергокомпании Рейлбелта в принципе не против идеи и готовы помочь в её осуществлении, однако они слегка нервничают, опасаясь, что судейские полномочия отдадут одной из них.

Скажем прямо, этим компаниям никогда не удавалось наладить сколько-нибудь продуктивное сотрудничество. По мнению Криса Роуза, отчасти из-за этого жители Аляски традиционно переплачивали за электричество.

«За последние пять лет в одном только Рейлбелте энергокомпании потратили более 1,5 млрд долларов на новые электростанции, по большей части на природном газе, – рассказывает эксперт. – И некоторые критики утверждают, что нам не стоило строить всё, что было запланировано».

За состоянием энергосистемы штата наблюдает Регуляторная комиссия Аляски (The Regulatory Commission of Alaska). Как объясняет её председатель Боб Пикетт, сетевое хозяйство Рейлбелта было построено десятилетия назад, когда численность населения Аляски была существенно меньше и население это было более рассредоточено. Но со временем каждый город создал у себя собственную энергокомпанию.

«Если взглянуть на ситуацию в исторической перспективе, нет ничего удивительного в том, что всё так сложилось, – говорит Пикетт. – Если бы сегодня мы начали всё сначала, то построили бы совершенно иную структуру».

В июне прошлого года Регуляторная комиссия направила законодателям штата официальное письмо. В документе были высказаны соображения, что энергосистема Рейлбелта нуждается в обновлении и, возможно, в отдельном регуляторе. Этот орган следил бы за тем, чтобы электричество производилось и распределялось по региону с максимальной эффективностью. Пол Хайнс, доцент (Associate Professor) энергетики и инженерии (Electrical Engineering) университета Вермонта, говорит, что в том или ином виде подобный регулятор существует практически во всех штатах США.

«Некоторая координация в любом случае не помешает, ведь электроэнергетика такая вещь, в которой ежедневно необходимо что-то настраивать и балансировать, – объясняет Хайнс. – И эта балансировка крайне важна для правильной и эффективной работы всей энергосистемы».

В последнее время вопрос о дополнительном регулировании стал особо актуальным. Дело в том, что Аляска остро нуждается в новых линиях электропередачи. Их строительство обойдётся в сотни миллионов долларов, в то время как в региональном бюджете не так много денег. Скорее всего, потраченные на дополнительные линии средства будут включены в счета на электричество.

Пока местные власти не слишком докучают энергокомпаниям своим вниманием. По крайней мере две из них – Chugach Electric Association Inc. и Anchorage Municipal Light & Power, заявили Регуляторной комиссии, что они способны самостоятельно объединиться и скоординировать усилия в течение ближайших месяцев, а затем расширить сотрудничество и на другие компании.

«Год, я полагаю, – это слишком оптимистично, но за пару лет мы вполне способны договориться», – говорит глава Chugach Electric Ли Тиберт.

В то же время энергокомпании Рейлбелта не в восторге от людей, заглядывающих им за спину и отстаивающих интересы ВИЭ, к примеру таких, как Крис Роуз. Глава Renewable Energy Alaska Project полагает, что новый «сетевой надзиратель» поможет производителям «зелёной» энергии поставлять её в сеть за меньшие деньги, чем это происходит сейчас. Кори Борджесон, президент базирующейся в Фэрбанксе компании Golden Valley Electric говорит, что ему не слишком нравятся ажиотаж и спешка, с которыми происходят все эти изменения.

«Это долгосрочная история, – рассуждает Борджесон. – Вы допустите ошибку сегодня, а её последствия мы будем расхлёбывать долго. Цена вопроса очень высока».

Одна из многочисленных головоломок, которую предстоит решить энергетическим компаниям Аляски, – как взимать плату за электричество, переданное на территорию другой энергокомпании. Если бизнес не разберётся с этим вопросом самостоятельно, государству всё же придётся вмешаться.

Справка «Перетока»

Основа энергетики Аляски – энергосистема «Рейлбелт», снабжающая крупнейшие города штата, расположенные вдоль железной дороги, и включающая в себя шесть энергокомпаний. Большинство же населённых пунктов региона не подключены к централизованному сетевому энергоснабжению и свои энергетические потребности восполняют с помощью дизельных генераторов. При этом топливо зимой хранится в цистернах и нередко доставляется авиатранспортом. Цена на электричество для жителей Аляски составляет 17,88 цента за кВт∙ч, что на 50% выше, чем в среднем по стране. Для коммерческих организаций штата кВт∙ч обходится в 14,93 цента, что на 47% больше среднестранового показателя. В целом Аляска стабильно входит в первую тройку штатов с самой дорогой электроэнергией. Больше всего электроэнергии – 303 ГВт∙ч – вырабатывается в регионе с использованием природного газа, на долю гидроэнергетики приходится 102 ГВт∙ч, за ней следуют мазут и уголь – примерно по 50 ГВт∙ч. Замыкают список возобновляемые источники (помимо ГЭС), которые дают 8 ГВт∙ч электроэнергии.

Оригинал материала



Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57