КОМ-партия

Министерство энергетики предлагает значительно ужесточить правила проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2015 год: отменить потолки цен в зонах свободного перетока, усложнить получение статуса вынужденного генератора, ввести «возрастной ценз» для старых энергоблоков и по-другому рассчитывать стоимость мощности. Генераторы восприняли предложения в штыки и апеллируют к будущему профициту мощности в ЕЭС, который должен обеспечить конкуренцию на рынке.

КОМ-партия

Проведение первого долгосрочного отбора мощности на несколько лет вперёд, которое, как предполагалось, могло состояться в этом году, вновь отложено. Впрочем, это не единственное изменение, которое может ждать генерирующие компании в части платежей за мощность в 2015 году.

Полурынок

Конкурентный отбор мощности – это выбор энергоблоков, которые будут получать плату за мощность в наступающем году и определение цены поставки этой мощности (что, по сути, является платой за готовность к работе). Благодаря отбору на КОМ генераторы получают с рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций и проведения ремонтов. Для потребителей наличие оплаченной мощности означает, что они получат требуемую им электроэнергию.

Условия на рынке мощности не равны: часть генерации отбирается в обязательном порядке, минуя прямую конкуренцию в ходе КОМ. Это касается атомных и гидрогенерирующих энергоблоков, а также новых мощностей, построенных по договорам о поставке мощности (ДПМ). По факту обязательный отбор проходят также ТЭЦ, работа которых критична для энергосети или теплоснабжения потребителей. Остальные участники КОМ конкурируют по своим ценовым заявкам в зонах свободного перетока (ЗСП) – участках энергосистемы, где нет ограничений по передаче мощности. В некоторых ЗСП ежегодно вводятся так называемые price cap – ценовые потолки, определяющие предельную стоимость мощности.

Продырявить потолок

О том, что КОМ на 2015 год будет изменён, заявил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко на ежегодной конференции газеты «Ведомости». Среди важных изменений, предложенных министерством, – отмена price cap во всех зонах свободного перетока. Для сравнения: в ходе отбора мощности на 2014 год ценовые потолки действовали в 16 из 21 ЗСП.

Одновременно с отменой потолков Минэнерго предлагает поменять расчёт цены мощности, осуществляя его по самой дорогой заявке из 80% мощностей, востребованных рынком (на 2014 год действовали уровни в 85% в первой ценовой зоне, 90% – во второй). Для тех, чья мощность стоит дороже, возможны два варианта: получение статуса «вынужденного генератора» (если работа энергоблока критична для потребителей) или же неотбор в ходе КОМ, то есть неполучение платы за мощность в очередном году.

«КОМ надо делать более конкурентным, и с этой точки зрения отказ от price cap – правильная вещь. Но в то же время имеет смысл сокращать число зон свободного перетока, чтобы конкуренция происходила среди большего количества мощностей и сложившиеся цены лучше отражали баланс спроса и предложения», – считает аналитик по электроэнергетике Deutshe Bank Дмитрий Булгаков.

Чтобы снизить количество «вынужденных генераторов по теплу» (когда энергоблок нужен для теплоснабжения потребителей), а также простимулировать изменения в теплоснабжении, в предложениях министерства закреплено значительное усложнение получения данного статуса с 1 января 2016 года.

В 2014 году статус «вынужденных генераторов» получили 7,7 ГВт мощности, на КОМ было отобрано 160 ГВт, а в целом с учётом АЭС, ГЭС и ДПМ-проектов рынок оплатил в 2014 году 188,6 ГВт мощности. То есть «вынужденной» мощности в российской энергосистеме в настоящий момент около 4%.

Несмотря на значительный объём «вынужденной генерации», изменения в этой части нужны, уверен Дмитрий Булгаков. В последние годы наблюдается очевидная тенденция к росту числа «вынужденных генераторов», что не может не беспокоить регулятора. «Идея, чтобы «вынужденных по теплу» не было, правильная. То, что местные власти не позволяют закрывать неэффективные блоки в силу перекрёстного субсидирования, искажает рынок мощности», – говорит эксперт.

В список предложений Минэнерго также входит ограничение сроков ремонтов оборудования, изменение условий учёта мощности ГЭС (в зависимости от водности года), изменение системы определения готовности энергоблока к работе и т. д. Также министерство хочет ввести возрастной ценз для участия в КОМ: энергоблоки старше 55 лет с коэффициентом использования установленной мощности менее 30% предлагается вообще не допускать к отбору.

Очевидно, что Минэнерго заинтересовано в снижении цены мощности и повышении её «качества» (то есть эффективности энергоблоков), однако сами генераторы с такими методами регулятора не согласны.

Расчётное сопротивление

Предложенные изменения Минэнерго энергетики восприняли в штыки. Так, глава «Газпром энергоходинга» и член наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии» Денис Фёдоров направил в министерство письмо с критикой предложений, сообщила газета «Ведомости».

Генераторы опасаются, что в случае реализации предложений по отмене price cap и снижения планки «отсекания» цены до 80% в некоторых ЗСП может сложиться нулевая цена на мощность. Дело в том, что ФАС обязала некоторые электростанции подавать на КОМ ценопринимающие заявки (то есть обязательство поставить мощность по любой цене). И если объём таких заявок покроет спрос, что может случиться в небольших по размеру ЗСП, цена действительно будет нулевой. А это убытки и рост аварийности, цитирует газета господина Фёдорова.

Энергетики считают неправильным увеличивать регулируемый сектор до 20%, уверяя, что сыграет свою роль конкуренция: по расчётам специалистов, в ближайшие годы предложение мощности будет серьёзно превышать спрос. Это произойдёт за счёт замедления темпов потребления, а также отсутствия работающих процедур вывода из эксплуатации устаревшего и неэффективного оборудования в условиях своевременного ввода новых генерирующих объектов по ДПМ, полагает зампред правления «Системного оператора ЕЭС» Фёдор Опадчий, ссылаясь на умеренный сценарий прогнозирования спроса на мощность в 2015–2019 годах.

Помимо этого, генераторы критикуют и «возрастной ценз» допуска на КОМ, и ограничение по срокам ремонтов, и резкое исключение перекрёстного субсидирования по теплу из цены мощности – то есть практически все поправки, предложенные министерством.

Опасения энергетиков понятны: по словам Вячеслава Кравченко, КОМ на 2015 год может не пройти (а значит, не быть оплаченным) 16−18 ГВт генерирующих мощностей, что в пять-шесть раз больше, чем годом ранее (в 2014 году было не отобрано чуть более 3 ГВт, в основном из-за превышения предложения над спросом).

На чём «сторгуются» генераторы и правительство в части КОМ на 2015 год, скоро станет понятно: если Минэнерго хочет успеть ввести поправки к очередному коммерческому отбору мощности, найти компромисс с энергетиками нужно в течение трех-четырех месяцев.



Автор: Анна Милина

08 апреля 2014 в 14:53

тепловая генерация, единая энергосистема, АЭС, электроэнергия стоимость, электроэнергетика, атомная энергетика, потребление электроэнергии, тепловая энергия, атомная энергия, энергетика будущего

Другие пользователи читают

Уценённый ДПМ от старения

Впервые озвученный лишь неделю назад вариант модернизации российской энергетики молниеносно превратился в фактически...

Вчера в 20:42
Мусорный компромисс

Власти практически определились с механизмом дальнейшего финансирования программы строительства мусоросжигательных заводов...

05 октября 2017 в 21:07
Антисанкционный манёвр во благо «Россетей»

Правительство России консолидирует электросетевой комплекс Крыма на базе создаваемого АО «Крымэнерго» и готово отдать в ...

22 сентября 2017 в 17:33
ДПМ без ручки

Основные игроки рынка альтернативной генерации, в том числе «Роснано», ратуют за сохранение механизма господдержки в её ...

10 октября 2017 в 20:45