В ответе за тех, кого подключили

Развитие рыночной экономики и деловой культуры в России предъявляет принципиально новые требования к корпоративной социальной ответственности (КСО) крупнейших корпораций. Электроэнергетика активно включилась в этот тренд: нефинансовые отчёты компаний, публикация которых стала правилом хорошего тона, свидетельствуют о том, что социальная политика лидеров отрасли становится не только прозрачнее, но и всё более многоплановой. Ведь от инвестиций в регионы присутствия, а также в собственный персонал и кадровый потенциал зависит долгосрочная устойчивость самих компаний.

В ответе за тех, кого подключили

Источник: shutterstock

Возрождая традиции

Об ответственности бизнеса перед обществом в Европе и США начали задумываться ещё во времена «дикого капитализма». Пока Чарльз Диккенс с беспощадным реализмом описывал социальное неравенство и угнетение рабочего класса, европейские религиозные философы в своих диспутах поднимали вопросы «христианской ответственности» бизнесменов. В итоге филантропия, благотворительность и социальные проекты стали неотъемлемой частью западной корпоративной культуры.

Но и в дореволюционной России с её православной этикой крупнейшие промышленники и предприниматели оказывали щедрую помощь ближним. Благотворительной деятельностью прославились династии Строгановых, Босовых, Демидовых. В российскую историю вошли меценаты и благотворители Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы, Боткины и т. д.

«В советское время такого понятия, как благотворительность или социальная ответственность предприятий, в принципе не было, – говорит председатель координационного совета ветеранов электросетевого комплекса Юрий ЖУКОВ. – Были некоторые подшефные учреждения, но практически всю нагрузку социального обеспечения несло государство. К тому же в электроэнергетике не было мощных организаций, как РАО ЕЭС или нынешние лидеры отрасли, – всем напрямую управляло министерство».

Сейчас социально ответственная политика постепенно становится важным приоритетом для большинства крупнейших российских компаний: как полностью частных, так и подконтрольных государству. Дело не только в развитии деловой культуры, но и в позиции руководства страны. «Если те, кто занимается реальным производством, ещё и имеют чувство социальной ответственности, таких людей мы будем поддерживать», – говорил в разгар финансово-экономического кризиса Владимир ПУТИН.

Помощь на местах

Влияние энергетиков на «устойчивое развитие регионов присутствия», которое декларируется в качестве основного приоритета в социальных отчётах компаний, особенно заметно в малых населённых пунктах, где электростанции генерирующих компаний являются градообразующими предприятиями.

Перенесёмся, например, в Волгореченск Костромской области, где нет и 20 тыс. жителей, а до строительства Костромской ГРЭС не было и самого города. Здесь электростанция не только основной работодатель, но и главный благодетель. Вот энергетики помогли открыть в больнице детское соматическое отделение, вот подарили учащимся детской школы искусств выступление губернского симфонического оркестра, вот поучаствовали в организации благотворительного концерта в рамках программы «От сердца к сердцу». А вот профинансировали открытие в детском саду группы для детей с ограниченными возможностями (на выделенные средства приобрели специализированное оборудование и установили сенсорную комнату – важное лечебное средство для занятий с особенными детьми).

«Все плакали, – вспоминает пресс-­секретарь Костромской ГРЭС Марат ХАСАНОВ. – В сенсорной комнате, где всё светится и переливается благодаря оборудованию со световыми эффектами, трое ребят сразу погрузились в прозрачные шары, меняющие цвета, после чего официальная церемония уже не переставая перемежалась с восторженными криками и визгом. Заведующая детсадом так и сказала: «Это смех благодаря вам! Это ГРЭС создала нам такие условия».

В Москве находятся штаб-квартиры многих крупных федеральных компаний, менеджмент которых не должен забывать, что их основные производственные мощности расположены в регионах, и зачастую не в областных центрах, а в рабочих посёлках, моногородах с плохо развитой социальной инфраструктурой, дефицитным бюджетом и ещё многими проблемами, отмечает куратор КСО и член правления «Интер РАО» Александр БОРИС. «В связи с этим наша работа направлена не только на содействие экономическому развитию регионов присутствия благодаря вводу новых энергообъектов, но и на поддержание в этих местах здорового и позитивного микроклимата», – говорит топ-менеджер.

Опыт «Интер РАО» особенно примечателен, поскольку у Группы есть активы не только в России, но и за рубежом, в том числе в Евросоюзе. В офисе «Интер РАО – Литва» в Вильнюсе работают всего 36 человек, но портфель благотворительных проектов компании впечатляет: поддержка науки и образования, культуры и искусства, экологии и спорта, религиозных общин и социально незащищённых слоёв. «В Литве по-прежнему много людей, нуждающихся в посторонней помощи, и не так уж много тех, кто её может оказать, – говорит директор по коммуникациям «Интер РАО – Литва» Саулюс ГАРБАРАВИЧУС. – Поэтому долг каждого успешного предприятия – помогать не только нуждающимся людям, но и тем сферам жизни, которым не хватает государственного финансирования. У нашей компании всегда была такая философия. Но вообще приверженность идеям филантропии и социальной ответственности очень зависит от зрелости общества в целом».

Между тем и в России в последние годы не только наблюдается значительная популяризация благотворительных инициатив, но и появляются интересные творческие проекты. Так, например, компания «РусГидро» объединила все основные благотворительные ини­циа­ти­вы в общефедеральную долгосрочную программу «Парус надежды». Речь о самой уязвимой части населения – воспитанниках детских домов. «Парус надежды» объединяет в единый процесс социальную адаптацию ребёнка, его обучение, в том числе в сферах, связанных с энергетикой, и в дальнейшем получение им профессии. В будущем дети, увлечённые энергетикой, благодаря этому проекту могут стать новым кадровым потенциалом отрасли.

Озеленение ТЭК

Ещё одна важная сфера социальной ответственности энергетиков – защита экологии и окружающей среды. В первую очередь это касается компаний тепловой генерации, чьи станции работают на ископаемом топливе.

Здесь несколько основных направлений. Одно из них – сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ и парниковых газов. Генераторы из года в год ремонтируют пылегазоочистные установки угольных блоков, реконструируют электрофильтры, некоторые увеличивают долю природного газа в топливном балансе. Так, например, в «Энел ОГК-5», где ещё в 2011 году внедрили систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004, в 2012 году удалось значительно снизить валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу: от 8 до 9,8% в зависимости от электростанции.

Fortum вообще сделал снижение выбросов парниковых газов на российских станциях отдельным видом бизнеса. Полученные единицы сокращённых выбросов компания сможет использовать в системе торговли квотами Европейского союза или продать их на рынке.

Другое важное направление – бережное отношение к водным ресурсам. В рамках утверждённых планов, направленных на защиту окружающей среды, энергетики внедряют на электростанциях системы повторного и оборотного водопользования, строят обводные каналы, модернизируют системы водоотведения и очистки. Например, в «Интер РАО» в 2012 году доля оборотной и повторно используемой воды в общем объёме увеличилась с 53 до 64%, а образование сточных вод сократилось на 23% по сравнению с 2011 годом.

При этом генерирующие компании уделяют внимание поддержанию биологических ресурсов и экосистемы водоёмов, чья вода используется в производственном цикле. Так, Пермская ГРЭС занимается разведением рыбы с 2003 года. Ежегодно в Камский бассейн выпускается молодь стерляди, пополняя рыбные запасы Пермского края. В 2012 году добрянские рыбоводы вырастили более 230 тыс. мальков стерляди (около 8 тонн). Всего за десять лет в камские воды было выпущено более 2,7 млн мальков стерляди, которая относится к исчезающим видам осетровых рыб, занесённых в Красную книгу России.

Наконец, ещё одна ключевая составляющая экологической политики – эффективная утилизация отходов (ЗШО). Наиболее перспективное направление – продажа ЗШО: золу сухого отбора и отвальные золошлаковые смеси можно использовать для производства стройматериалов, строительства дорог, рекультивации последствий недропользования, засыпки оврагов, карьеров и болот. Причём сухая зола с электростанций обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным природным сырьём. Так, применение золы в качестве добавочного компонента шихты при производстве цемента позволяет сэкономить 6–8 кг условного топлива на 1 тонну клинкера, а кирпич, содержание золы в котором порядка 55%, стоит дешевле обычного на 15–18%.

В ближайшие десять лет сибирская генерирующая компания «ТГК-11» планирует заработать на продаже золы сухого отбора 570,9 млн рублей и ещё 26,6 млн рублей выручить от реализации золошлаковой смеси, а экономия за счёт снижения издержек на размещение золошлаковых отходов должна составить порядка 1,5 млрд рублей. Между тем строительство новых золоотвалов для хранения ЗШО обошлось бы компании в 5,7 млрд рублей.

Не забывать своих

Кроме отношений с внешним миром социальная ответственность энергетиков охватывает не менее важный пласт работы – взаимодействие с многотысячными коллективами собственных сотрудников. Корпоративные социальные программы, действующие в компаниях российской электроэнергетики, в целом довольно похожи. Условно их можно поделить на несколько групп.

Во-первых, это обеспечение безопасности и здоровья сотрудников. Здесь и охрана труда, и медицинское страхование, и абонементы в фитнес-клубы, и санаторно-курортное лечение, а также различные спортивные соревнования: турниры по футболу, летние и зимние соревнования энергетиков. Например, генерирующая компания «Квадра» в 2012 году выделила 1,2 млн рублей на путёвки в оздоровительные лагеря для детей сотрудников и ещё 4,4 млн рублей – на частичную компенсацию турпутёвок самих работников.

Второе развивающееся направление – поддержка молодых семей. Помимо использования стандартных мер (дополнительные отпуска, выплаты и пособия) некоторые энергокомпании пытаются хотя бы начать решать наиболее острые проблемы современной молодёжи, одна из которых – жилищный вопрос. Так, в «ФСК ЕЭС» его пытаются решить с помощью программы приобретения и строительства фонда служебного жилья на 2012–2014 годы – это 1500 квартир общей площадью 81 тыс. кв. м (в 2012 году программой воспользовались 386 сотрудников компании). А в Московской объединённой электросетевой компании с прошлого года предлагают льготное кредитование в банках – партнёрах компании сотрудникам, решившим приобрести жильё в ипотеку (а также скидку до 10% от стоимости жилья у компаний­застройщиков, являющихся партнёрами).

Третье заметное направление – это активизировавшаяся в отрасли работа по формированию кадрового резерва и притоку молодых специалистов. Практически во всех крупнейших энергокомпаниях действует программа сотрудничества с вузами. При этом в «Интер РАО» к работе со студентами подошли особенно изобретательно и практично. К студентам с презентацией приезжают бывший выпускник, который сделал карьеру в «Интер РАО», и сотрудник службы персонала. В конце этой встречи ребята заполняют анкету, в которой есть пункт, на каком из предприятий они хотели бы пройти практику. Из анкет формируется книга резюме и отправляется на предприятие, которое приглашает студента на стажировку. На втором этапе у студента появляется возможность написать дипломную работу на основе опыта, полученного на конкретном предприятии.

Таким образом происходит формирование внешнего кадрового резерва. В 2012 году на предприятиях «Интер РАО» прошли стажировку или практику около 800 студентов, более 100 из которых впоследствии были приняты на работу. В общий кадровый резерв Группы по итогам года были включены 2857 человек, в том числе кандидаты для выдвижения на руководящие должности (в размере 2,5% от штатной численности персонала).

О том, что работе с молодыми кадрами уделяется всё большее внимание, говорит тот факт, что практически во всех энергокомпаниях и их «дочках» появились свои молодёжные организации. Примечательно и то, что порой эта работа переплетается с заботой компаний о ветеранах энергетики. «У нас по стране в региональных ветеранских организациях состоят более 50 тыс. человек, посвятивших всю жизнь энергетике и обладающих бесценным опытом, – говорит председатель координационного совета ветеранов электросетевого комплекса Юрий ЖУКОВ. – Теперь у них появилась возможность участвовать в наставнической и рационализаторской деятельности, военно-патриотическом воспитании молодёжи. Люди чувствуют себя не только не забытыми, но и нужными».

Впрочем, помимо обучения будущих поколений энергетиков компании не жалеют денег на повышение квалификации своих действующих сотрудников. Так, по данным «Интер РАО», в 2012 году на обучение одного рабочего Группы в среднем приходилось более 50 часов, около 43 часов – на одного специалиста и более 34 часов – на менеджеров руководящего звена.

«Всё больше компаний на рынке понимает, что их основной ресурс –это люди: их квалификация, лояльность компании, приверженность её ценностям, – резюмирует Александр БОРИС. – Общие затраты Группы «Интер РАО» на реализацию социальных программ в 2012 году составили более 4,1 млрд рублей. Но это инвестиции в наше будущее, они непременно принесут свои плоды».



Автор: Алексей Егоров, Инна Вагнер

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28