Модернизацию одобрил президент

Президент Владимир Путин одобрил ключевые параметры программы модернизации отечественной теплоэнергетики, первые наброски которой были представлены ему в ноябре прошлого года. Как и предполагалось, новый инвестцикл, стоимостью до 1,5 трлн рублей, может быть запущен уже в конце 2018 года, заявил после заседания президентской комиссии по ТЭК глава Минэнерго Александр Новак. Впрочем, президентское одобрение не означает завершения процесса согласования деталей: регуляторам ещё предстоит уточнить ряд моментов. Среди основных – нормы локализации оборудования, используемого при модернизации, и условия разработки отечественных газовых турбин.

Модернизацию одобрил президент

Вопрос модернизации ТЭС стал одним из основных на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности, прошедшем 27 августа в Кемерово под председательством Владимира Путина.

– В ноябре прошлого года президентом было дано поручение разработать механизм привлечения инвестиций в модернизацию теплоэнергетики, в первую очередь тепловых электростанций. Сегодня на комиссии были рассмотрены (соответствующие – ред.) предложения ... Для повышения эффективности (ТЭС – ред.) нужны инвестиции, которые энергетические компании готовы вложить: речь идёт об инвестициях около 1,5 трлн рублей… В настоящее время внесём в правительство проект нормативно-правовой базы, которая позволит нам начать инвестиционный процесс практически уже с конца 2018 года для того, чтобы первые проекты заработали уже в период 2022-2024 годов, – заявил Александр Новак.

«Нужно определить стабильные источники финансирования модернизации тепловой энергетики. Я прошу Минэнерго самым внимательным образом отнестись к этому вопросу, проанализировать все резервы», – сказал Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭК, отдельно остановившись на необходимости предотвращения роста энерготарифов. Общаясь с журналистами после заседания, глава Минэнерго уточнил, что рост тарифов при проведении модернизации не превысит уровня инфляции, а средства будут инвестированы в создание и обновление основного оборудования ТЭС, что снизит издержки.

– Это всё будет реализовано в пределах существующего тарифа с учётом инфляции, будет достигнут мультипликативный эффект для отечественного машиностроения и даст дополнительные источники поступления налогов в бюджет, – пояснил г-н Новак.

Локализация и экспериментальные ГТУ

Ответственный секретарь комиссии, глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что президент на заседании подтвердил необходимость проработки вопросов по новой программе модернизации «для выхода на окончательное решение». Так, одной из наиболее дискуссионных тем остаются нормы локализации оборудования, используемого при модернизации.

«Сегодня речь идёт о строительстве ресурсосберегающих, экологических станций, которые заменят устаревшие, ненадёжные установки с низкими экологическими стандартами и экономической отдачей. Причём сделать это нужно с максимальной опорой на оборудование отечественного производства – вплоть до его стопроцентной локализации, если изначальным источником являются наши иностранные партнёры», – заявил президент на открытой части заседания комиссии по ТЭК.

Ранее Минэнерго предлагало установить норму по локализации на уровне 90% (детальную методику должен разработать Минпромторг), теперь обсуждается вариант выхода на 100-процентную локализацию к 2025 году. Эти сроки обсуждались на заседании президентской комиссии, рассказали «Интерфаксу» два источника, знакомые с ходом обсуждения. «Довести локализацию до 100% (предлагается – ред.) к 2025 году», сообщил один из собеседников агентства; другой уточнил, что ранее ведомства и участники рынка обсуждали в этом плане 2022 год, но сошлись на том, что это слишком ранний срок.

Параллельно с локализацией на заседании обсуждался и вопрос преференций при разработке и внедрении газотурбинных установок (ГТУ) мощностью свыше 65 МВт – сейчас в России нет таких технологий. Текущая версия постановления правительства предусматривает, что экспериментальные ГТУ будут проходить отбор в приоритетном порядке. Такой принцип является некорректным и не вписывается в абсолютно конкурентный для всех видов генерации механизм отбора, говорит собеседник «Перетока» в отрасли. Экспериментальные ГТУ должны проходить отбор на общих основаниях, а поддержку разумнее осуществлять иными способами, полагает он.

– Можно предусмотреть отдельный price-cap для инновационного оборудования, поскольку 33 тыс. рублей за 1 кВт установленной мощности для них будет явно мало и (на таких условиях – ред.) они не заявятся на конкурс. Далее, в случае неотбора, эти проекты будут поступать на рассмотрение правкомиссии по развитию электроэнергетики, которая может включать их в отбор в рамках своей 10-процентной квоты. Второй вариант – отдельный (независимый) конкурс для экспериментальных ГТУ. В этом случае они никак не пересекаются с конкурентным отбором по модернизации. Конкурс проводится по аналогии с отборами мусоросжигающих заводов: правительство по предложению правкомиссии определяет необходимый объём отбора мощности, предельные величины СAPEX, технические характеристики, месторасположение, срок проведения конкурса и начала поставки. После этого производители оборудования оценивают свои возможности и участвуют в конкурсе. Соответственно, если те же «Силовые машины» смогут договорится с действующей станцией о совместном проекте – то они получат конкурентное преимущество на конкурсе и смогут реализовать проект в рамках экспериментальной станции, – предлагает варианты решения собеседник «Перетока».

Доходность уточняется

Незакрытым пока остаётся и вопрос о базовой ставке доходности (WACC) проектов в рамках модернизации. Ранее на совещании у профильного вице-премьера Дмитрия Козака в целом было одобрено снижение базового уровня доходности для модернизации ТЭС с исходных 14% (соответствует доходности программы ДПМ) до 12% и привязка этого параметра к текущей доходности облигаций федерального займа (ОФЗ) в 7,5%, сообщал «Коммерсант».

«Мы сегодня эти параметры конкретно не фиксировали», заявил журналистам г-н Новак и добавил, что Минэнерго готово их обсуждать, а «окончательное решение будет принято в нормативной базе, которая будет рассматриваться в правительстве РФ».

– В рамках первой программы ДПМ норма доходности была 14% при ОФЗ 8,5%. Для компаний, у которых не было допэмиссий, доходность вообще была установлена в 15%. Поэтому мы базово готовили документы, экспертное сообщество отрабатывало, под доходность 14%. По итогам совещаний была высказана предварительная позиция об определенной корректировке доходности ОФЗ, – сообщил по итогам заседания президентской комиссии предправления «Интер РАО» Борис Ковальчук, добавив, что ответ на вопрос об уровне доходности будет получен «в конструктивном режиме в течение пары недель».

– Мы будем конкурировать по одноставочной цене, так что снижение пойдёт и по CAPEX, и по WACC, – напомнил Борис Ковальчук. – Более детальные расчёты не только «Интер РАО», но и других компаний, покажут, насколько сектор устраивает или не устраивает доходность.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57
Сбыт ликвидных сбытов

Спустя несколько дней после подписания закона, который даёт Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право с 2030 года...

19 февраля 2024 в 18:06