Сетевые выводы или «ДПМ на погребение»

Идея допуска «Россетей» к разрабатываемой программе модернизации отечественной энергетики в прошлом году не вызвала энтузиазма у регуляторов – Минэнерго и НП «Совет рынка». Но сетевые компании всё же смогут поучаствовать в обновлении сектора. В правительстве активизировался процесс согласования законопроекта о выводе мощностей, разработанного Минэнерго ещё в 2016 году. По задумке профильного министерства, сетевое строительство должно стать основным механизмом замены выводимой генерации. Решение, очевидно, приведёт и к некоторому перераспределению денежных потоков внутри сектора в пользу сетевиков, и оно категорически не устраивает потребителей, уже окрестивших конструкцию «ДПМ на погребение».

Сетевые выводы или «ДПМ на погребение»

Источник: Alexandr Lysenko/ Shutterstock.com

Министерство энергетики разработало проект федерального закона о выводе из эксплуатации устаревших энергомощностей. Концепция законопроекта предусматривает введение оценочного механизма при принятии решения о закрытии устаревших, нерентабельных и неэффективных станций, сообщил источник «Перетока» в одной из правительственных структур. Предполагается, что при принятии решения о выводе энергоблоков будет проводиться экономический анализ трёх основных сценариев: строительства новой генерации, закрытия возникающего дефицита сетевыми решениями (организация дополнительных перетоков) либо сохранения имеющихся мощностей в Единой энергосистеме (ЕЭС) в статусе вынужденной генерации. Последний гарантирует собственникам станции повышенные платежи с энергорынка: статус присваивается нерентабельной, но необходимой для энергосистемы или теплоснабжения генерации.

– Как ни удивительно, но у нас уже было несколько примеров, когда продолжение работы старой ТЭС в условиях повышенных платежей является экономически наиболее рациональным решением, – отмечает собеседник «Перетока».

Факт подготовки законопроекта подтвердили в пресс-службе Минэнерго. Документ был внесён в Правительство РФ ещё в 2016 году, сейчас проводятся процедуры по его рассмотрению и согласованию, сообщили в Минэнерго. Пока в энергетике отсутствует «действительный механизм по разработке, оценке и реализации замещающих мероприятий» при выводе устаревших мощностей, а установленный законом двухлетний мораторий на вывод вынужденной генерации не позволяет в должной мере обеспечить выполнение таких мероприятий, отметили в ведомстве Александра Новака.

– Отсутствие эффективного механизма по выводу объектов электроэнергетики из эксплуатации в целом снижает надёжность энергосистемы, увеличивает долю неэффективной убыточной генерации и приводит к дополнительной финансовой нагрузке на конечных потребителей. Проект федерального закона направлен на совершенствование механизма и предусматривает проведение оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях, порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий, источники их финансирования, – сообщили в пресс-службе Минэнерго.

В министерстве не стали раскрывать конкретных норм законопроекта, но заявили, что сетевая «расшивка» должна стать основным инструментом замещения старых мощностей.

– Полагаем, что строительство (модернизация) объектов электросетевого хозяйства будет являться основным замещающим мероприятием по замене выбывающих объектов генерации, – сообщили в Минэнерго.

Принципиально идею допуска сетевых компаний к замещающим мероприятиям поддерживают в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, а вот в «Сообществе потребителей энергии» категорически против. Законопроект предлагает потребителям доплачивать на финальном этапе работы вынужденного генератора; эти деньги должны пойти на строительство замещающих сетей, пояснил замдиректора Ассоциации потребителей Валерий Дзюбенко. Таким образом, оплачивая инвестпрограммы сетевых структур, потребителям придётся потратиться вновь. Сначала они финансировали непродуманные проекты сетевиков, которые после сооружения, зачастую, оказываются невостребованными. Теперь тем же потребителям предлагается оплатить новый допсбор, уже получивший неофициальное название «ДПМ на погребение».

– Никакой необходимости разрабатывать проект федерального закона не было, – отмечает Валерий Дзюбенко. – Текущие нормы уже позволяют сетевым компаниям проводить замещающие мероприятия при ликвидации вынужденной генерации и учитывать эти расходы в своих инвестпрограммах. Для закрепления обязательности таких решений достаточно было внести незначительные дополнения в постановление правительства № 823 (от 17.10.2009 г., «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» – прим. ред.). Но у Минэнерго было поручение правительства разработать именно федеральный закон. И они его разработали, перекладывая очередные расходы на потребителей, а не стимулируя эффективность сетевиков.

Со второго захода

Законопроект был внесён в правительство задолго до начала обсуждения программы модернизации, которая сейчас оценивается регуляторами в сумму от 1,5 до 3,5 трлн рублей (объём «высвобождающихся» средств по мере завершения оплаты программы ДПМ до 2030 и 2035 годов соответственно). Но и законопроект, и программа модернизации преследуют одну и ту же цель – вывод с рынка неэффективной убыточной генерации, отметили в Минэнерго. Активное согласование законопроекта, долгое время фактически лежавшего без движения, произошло на фоне подготовки программы модернизации: сейчас совещания по законопроекту о выводе мощностей проходят в различных структурах правительства практически еженедельно, говорит ещё один источник «Перетока», знакомый с процессом согласования документа. В Минэнерго не стали отвечать на вопрос о возможных сроках принятия закона.

Законопроект – способ подключить сетевые компании к модернизационному процессу, что должно позволить оптимизировать затраты на обновление энергетики, хотя формально разрабатываемый документ и не имеет отношения к программе модернизации, говорит собеседник «Перетока» в Кабмине.

По сути, это вторая попытка подключить «Россети» к модернизации. В октябре прошлого года на конференции НП «Совет рынка» в Пятигорске идею допустить до модернизационных механизмов сетевые компании высказало Минэкономразвития. Концепция заключалась в допуске до единого механизма отбора проектов для модернизации не только традиционных и альтернативных генераторов, но и сетевые компании. При выявлении локального дефицита Минэкономразвития предлагало проводить конкурс на их замещение, не предъявляя к проектам дополнительных, избыточных технических требований. Сети могли бы участвовать в таких конкурсах, выставляя проекты расшивки «узких мест» и организации поставок энергии из профицитных районов. Рынок в таком случае также будет оплачивать проекты после их завершения, но потребуется доработать механизм, чтобы сетевые компании могли собирать деньги с ОРЭМ, отмечали тогда представители Минэкономразития. Предельная цена конкурсов должна определяться как стоимость снабжения в вынужденном режиме. Объединение объектов из разных ЗСП в пулы позволит снизить стоимость проектов и предложить экономически более эффективные решения, полагали в Минэкономразвития.

У идеи нашлись сторонники даже среди генераторов. Вице-президент «Фортума» Юрий Ерошин тогда заявил, что решение о модернизации, новом строительстве мощностей или сетевом расширении нужно принимать, проводя точечные конкурсы по каждому энергодефицитному району. Регуляторы в лице «Совета рынка» и Минэнерго отнеслись к предложению с настороженностью.

– Сетевые механизмы модернизации возможны, но это лишь точечные решения, которые могут применяться только в очень ограниченном числе ситуаций – не более чем в 5% случаев, прежде всего для покрытия дефицита взамен выводимых мощностей, – заявлял в октябре глава «Совета рынка» Максим Быстров. – Привлечение сетевиков не позволяет решать вопросы теплоснабжения и является фактической «перекрёсткой» между генераторами и сетями, что ставит под сомнение логичность таких решений.

С аналогичной позицией тогда выступил и замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Впрочем, эксперты рынка увидели в предложениях Минэкономразвития рациональное зерно: по оценке Натальи Пороховой из АКРА, сетевые ограничения «запирают» 7% от установленной мощности ЕЭС, что создаёт большой потенциал. Сейчас в «вынужденном» режиме на ОРЭМ продаётся более 10 ГВт мощности, что на 2,5–3 ГВт меньше, чем в 2017 году. Такие мощности дороже «обычных»: они обходятся потребителям в дополнительные 12 млрд рублей в год, отмечает консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко.

Но узким местом предложения Минэкономразвития являлась схема реализации идеи. Тарифы сетей регулируются в том числе с учётом инвестиционных затрат, и это может создать сетевым компаниям ценовое преимущество на конкурсах, отмечала в октябре прошлого года Наталья Порохова. На неясность того же вопроса – равенства сетевых и генерирующих компаний при замещении мощностей – указывает сейчас и Николай Посыпанко.

– Сетевое строительство как одно из «замещающих» мероприятий может упростить вывод вынужденных мощностей из эксплуатации. Но для оптимального долгосрочного развития энергосистемы инвестпрограммам «Россетей» нужны равные условия конкуренции со строительством новых электростанций, – отмечает эксперт.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28