«Роснано»: «Важно смотреть не на абсолютные величины, а на относительные показатели»

20 февраля в центральном офисе «Роснано» прошла презентация «программы ДПМ ВИЭ 2.0», которая объединила предложения ведущих ВИЭ-генераторов. На фоне подготовки программы модернизации всей российской энергетики (стоимостью от 1,5 трлн рублей), зелёные генераторы предлагают построить в стране ещё 19,8 ГВт солнечных и ветровых мощностей стоимостью 2 трлн рублей. Предложение под условным названием «ДПМ ВИЭ 2.0» выглядело более чем странным: называя сумму платежей потребителей на первом этапе в 2026-2035 годах, ВИЭ-генераторы предпочли вовсе не обсуждать платежи в 2023-2050 годах и не называть общую стоимость программы. На вопросы «Перетока» о программе «ДПМ ВИЭ 2.0» ответили в пресс-службе «Роснано».

«Роснано»: «Важно смотреть не на абсолютные величины, а на относительные показатели»

В энергосообществе и в информпространстве в последние недели активизировалась дискуссия о дальнейших путях развития российской энергетики. Дело в том, что к 1 марта правительство по поручению президента Владимира Путина должно подготовить доклад о механизмах привлечения инвестиций в модернизацию тепловой генерации. В документе правительству РФ поручается с учётом предложений Минэнерго разработать механизм привлечения инвестиций в модернизацию ТЭС совместно с властями регионов и ведущими объединениями предпринимателей. При этом особое внимание поручено обратить на ряд моментов: рост тарифов на электроэнергию не выше инфляции, строительство удалённых объектов электроэнергетики, развитие электросетей, обеспечение модернизации атомной энергетики и развитие возобновляемых источников энергии. Сообщалось, что модернизации подлежит до 40 ГВт энергомощностей, инвестиции в которые могут составить до 1,5 трлн рублей.

В рамках нового ДПМ зелёные генераторы предложили построить 19,8 ГВт новых СЭС и ВЭС, что почти в 3 раза больше объёма, предусмотренного Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Стоимость программы авторы проекта оценили в 2 трлн рублей, объём средств, которые потребителям энергорынка придётся дополнительно заплатить в течение 2026–2035 годов, – почти в 1,6 трлн рублей. «Результирующий вклад от реализации мер поддержки ДПМ ВИЭ 2.0 в конечной цене электроэнергии для потребителя не превысит 5,1% к 2035 году, а с учётом ценопринимания на РСВ всего 3%», указали разработчики программы. Снижая нагрузку на рынок, ВИЭ-генераторы предложили увеличить период оплаты ДМП с 15 до 25 лет. Говорить о цене программы для потребителей после 2035 года разработчики фактически отказались, сославшись на неопределённость будущих правил игры.

Вместе с тем, долгосрочный положительный финансовый результат для России в период от старта программы в 2025 году до завершения эксплуатации объектов в 2060 году разработчики смогли оценить в сумму «до 7 трлн рублей (что соответствует уровню около 8% от ВВП России 2017 года в текущих ценах)». При этом в материалах презентации объём средств, которые будут собираться с потребителей энергорынка, был представлен в годовой разбивке за весь период предлагаемой программы: с 2026 по 2050 год. Ситуацию прокомментировали в пресс-службе «Роснано».

– Действительно ли общая стоимость программы (суммарные сборы с потребителей энергорынка) в период действия программы в 2026-2050 годах составят 4 678,1 млрд рублей, в том числе:

  • в 2026-2035 годах – 1 596,9 млрд рублей;
  • в 2036-2050 годах – 3 081,2 млрд рублей?

– Общая стоимость программы может изменяться в зависимости от срока возврата капитала, неизменными останутся значения инвестиционной стадии программы в 2026-2035 годах – 1 596,9 млрд рублей. Стоит отметить, что нагрузка на потребителей любой генерации на долгосрочном периоде времени измеряется в триллионах рублей, для сопоставимости весь рынок электроэнергии «собирает» с потребителей ежегодно около 2 трлн рублей. Важно смотреть не на абсолютные величины, а на относительные показатели в масштабах всего рынка. Наш расчёт показывает, что вклад новой программы поддержки ВИЭ в темп роста совокупного платежа за электроэнергию (включая сети) – 0,3%, и максимальный вклад поддержки ВИЭ в конечной цене электроэнергии не превысит 5,1%, а с учётом ценопринимания – всего 2,9%. Фактически, решение по продлению ВИЭ не окажет принципиального влияния на общий рост платежей за электроэнергию. Основной рост обеспечит увеличение необходимой валовой выручки сетей и выручки ОРЭМ. На период 2036-2050 гг. этот вклад в цене электроэнергии будет снижаться и впоследствии ВИЭ окажет положительный эффект для потребителей за счёт увеличения ценопринимания на РСВ, замещения более дорогой в эксплуатации тепловой генерации и снижении цены на электроэнергию. Показательным примером указанных процессов является Германия, где наблюдается снижение цены при увеличении выработки электроэнергии за счет ВИЭ.

– Почему в колонке заместителя руководителя инвестиционного дивизиона А – руководителя блока развития перспективных проектов в ТЭК «Роснано» Алишера Каланова, размещённой на сайте «Форбс» 20 февраля, а также в презентации материалов «ДПМ ВИЭ 2.0» не указана общая стоимость программы, а лишь суммарная стоимость первого этапа – в 2026-2035 годах? Насколько корректным Вы считаете такой вариант подачи информации?

– Для сопоставимости полученных данных с другими видами генерации, которые предлагаются к реализации по программам ДПМ, был использован подход, который был определён в дискуссии с ФОИВ. Кроме того, горизонт планирования во многих документах регулирующих энергетическую политику России ограничен 2035 годом и все соответствующие системные эффекты были с определённой точностью просчитаны на указанном горизонте времени.

– Чем отличаются методики оценки объёмов платежей потребителей в период строительства мощностей в 2026-2035 годах и после его завершения – в 2036-2050 годах? Почему Вы считаете собственные данные по второму периоду менее достоверными и не подлежащими публикации в суммированном виде, в отличие от просуммированных данных первого этапа?

– Методика оценки платежей потребителей в период строительства мощностей в 2026-2035 годах и после его завершения – в 2036-2050 годах одинаковая. В зависимости от выбранного срока возврата капитала 15, 20 или 25 лет суммарные данные после 2035 года могут изменяться, поэтому для сопоставимости с другими программами ДПМ и представления значений, которые в будущем не будут пересчитаны в зависимости от исходных параметров были опубликованы значения инвестиционной стадии программы ДПМ ВИЭ 2.0.

– Насколько приблизительными являются расчёты положительных эффектов от реализации программы, которые представлены и просчитаны до 2060 года, то есть до момента списания мощностей?

– Расчёт положительных эффектов был основан на исходных реальных данных уже функционирующих предприятий в области ВИЭ.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Садоводам открывают путь в просьюмеры

Законодательная база для развития микрогенерации в России может быть принята Госдумой в первом чтении в течение трёх...

13 Ноября 2018 в 14:35
Энергосбыты поработают без разрешения

Власти приняли решение отложить как минимум на год лицензирование энергосбытовых компаний (ЭСК), которое ранее предполагалось...

23 Октября 2018 в 19:50
Минэнерго поделило счётчики между сетями и сбытами

Минэнерго направило в правительство проект поправок в законопроект об интеллектуальных системах учёта (ИСУ). Как и предполагалось,...

30 Октября 2018 в 18:56
Энергорынок запирают изнутри

Минэнерго направило на согласование проект федерального закона, запрещающего вывод новых регионов на систему регулируемых...

31 Октября 2018 в 17:42