Мусорный компромисс

Власти практически определились с механизмом дальнейшего финансирования программы строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ). Вопреки мнению генераторов и потребителей правительство намерено и дальше финансировать возврат инвестиций в строительство мусоросжигательных ТЭС за счёт энергорынка. Развитие конкуренции и интерес регионов к проектам МСЗ должны позволить существенно снизить стоимость строительства и, соответственно, затраты потребителей. Последние, впрочем, продолжают настаивать: проекты МСЗ могут быть реализованы лишь на общих основаниях в рамках цен, складывающихся на «базовом» конкурентном отборе мощности (КОМ). 

Мусорный компромисс

Источник: Наталья Гарнелис / ТАСС

В середине сентября вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Александр Хлопонина, по его итогам определена компромиссная схема финансирования, которая должна учитывать и интересы участников энергорынка, и необходимость строительства МСЗ, рассказал «Перетоку» источник в кабмине.

Конкуренция снижает цены

Для финансирования проектов МСЗ планируется создать спецпрограмму (локальный аналог отраслевого ДПМ), вложения в которую будут возвращаться инвесторам за счёт средств потребителей, однако платежи должны оказаться существенно ниже текущих. Для этого на конкурентные торги будет выставляться право строительства определённого объёма мощностей. Например, ежегодно в течение 5–6 лет условно по 100 МВт. По сути, власти предлагают проводить реальный КОМ, в котором смогут принять участие все желающие, пояснил собеседник «Перетока». Заявки на ежегодный отбор смогут подавать все участники, но более конкурентной цена должна оказаться у тех, кто заручится поддержкой от властей региона, где планируется строить «мусорную» электростанцию.

– Регионы имеют право предоставлять льготы по местным налогам и сборам для таких проектов, решать сопутствующие инфраструктурные проблемы, передавать под проекты старые ТЭЦ, что позволит улучшить рентабельность за счёт, например, организации дополнительного производства тепла, или иные площадки на льготных условиях, – отмечает источник «Перетока» в правительстве. – В совокупности со свободным доступом к конкурсу всех участников это позволит сокращать издержки и строить мощности существенно дешевле. В Минэнерго уже поступили обращения из шести регионов, желающих построить у себя МСЗ, так что интерес на местах есть. При желании регионы могут поучаствовать в софинансировании проекта, что автоматически снизит цену и при отборе увеличит шансы проекта на победу.

Схема фактически одобрена на уровне вице-премьера: в ближайшее время заинтересованным ведомствам должен поступить протокол совещания, проведённого под председательством Александра Хлопонина, с соответствующими поручениями, добавил собеседник «Перетока».

Дорогое удовольствие

Ранее дочка «Ростеха» «РТ-Инвест» при отсутствии конкуренции выиграла конкурентный отбор мощности (КОМ ТБО) на право строительства четырёх МСЗ в Подмосковье и одного – в Татарстане. Инвестиции будут возвращаться за счёт потребителей энергорынка, причём с учётом повышенной доходности (в рамках КОМ показатель составляет 14%). Позднее к проекту «РТ-Инвест» присоединилась «Роснано»: компании вступили в инвестиционное товарищество по строительству первых пяти МСЗ, для возврата вложений в которые с энергорынка будет собрано 150 млрд рублей. «Ростех» вложит в проект 13 млрд рублей, второй партнёр – 8 млрд рублей, сообщил 4 октября в кулуарах «Российской энергетической недели» (РЭН-2017) глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Необходимость подключения к проекту, отчасти, объясняется трудностями, с которыми из-за санкций может столкнутся при поисках финансирования «дочка» госкорпорации «Ростех». «Роснано» поможет подсанкционному «Ростеху» привлекать финансирование, а сама при этом получит инвестиции с гарантированной окупаемостью.

Теперь «Роснано» и «Ростехом» стали главными интересантами продолжения экологической программы строительства МСЗ по уже опробованной схеме. «Если мы подпишем соглашение с «Ростехом», то будем игроком номер один на рынке переработки твердых бытовых отходов», – заявил в середине сентября Анатолий Чубайс.

Одновременно «РТ-Инвест» инициировал строительство второй очереди МСЗ, куда войдут семь «мусорных» электростанций (510 МВт): четыре – в Подмосковье, по одной – в Сочи, в районе Минвод и на Тамани. «РТ-Инвест» предложил создать три кластера МСЗ. Первый (55 МВт и 550 тыс. тонн мусора в год) будет находиться в Большом Сочи и сжигать отходы Туапсе, Геленджика, Горячего Ключа. Запуск его запланирован на 2022 год. Второй кластер построят к 2023 году на Тамани (1,25 млн тонн, 120 МВт) для мусора из Крыма и Севастополя, а также из Анапы, Темрюка и Новороссийска. ТЭС также может стать источником энергии для энергодефицитного Крыма. В Пятигорске тогда же реконструируют принадлежащий городу мусоросжигательный завод Пятигорского теплоэнергетического комплекса, его переработка вырастет с 150 тыс. до 550 тыс. тонн, мощность — 55 МВт.

Первые пять МСЗ оплачиваются по следующей схеме: 50% платежа за МТЭС даст оптовый энергорынок в целом, 50% — потребители региона. Мощности МСЗ чрезвычайно дороги для энергорынка: на отборе проектов потолок капзатрат составил 378,7 тыс. руб. за 1 кВт. По данным «Коммерсанта», в рамках предлагаемой компанией схемы финансирования строительства заводов в шести регионах (Москва и Подмосковье, Татарстан, Краснодарский и Ставропольский края, Крым) с энергорынка в 2021–2027 годах планировалось собрать 243,5 млрд рублей. При этом для МСЗ в Сочи и на Тамани «РТ-Инвест» предложил изменить схему возврата инвестиций: 50% повышенного платежа должно было прийтись на первую ценовую зону (европейская часть РФ и Урал), 40% — на Кубань, 10% — на Крым. Для Ставрополья схема финансирования должна была остаться той же, что и при строительстве первой очереди: 50% — на энергорынок, 50% — на потребителей региона дислокации МСЗ.

По расчетам «РТ-Инвест», к 2023 году тариф в Крыму максимально вырастет на 5,91%, в Краснодарском крае — на 3%, на Ставрополье — на 6,32%, в Московском регионе — на 1,83%, в первой ценовой зоне — на 0,44%. В презентации, представленной Анатолием Чубайсом на РЭН-2017, отмечалось, что «прирост годовой цены на электроэнергию для конечного промышленного потребителя за весь период составит от 0,5% до 6,1%, в том числе до 0,8% за счёт ТКО (твёрдые коммунальные отходы – ред.)». 0,8% – это пиковый показатель: в 2017–2019 годах ещё нет сборов с энергорынка на мусоросжигательные проекты. Затем он постепенно растёт – максимальные сборы придутся на 2023–2025 годы.

Конкуренты на подходе

Генераторы и потребители несколько месяцев настойчиво старались доказать некорректность перекладывания на энергорынок нагрузки по финансированию экологического проекта, призванного решать проблему утилизации ТБО в отдельных регионах. Многочисленные финансовые обвесы (субсидирование строек, выравнивание энерготарифов в отдельных регионах и Дальневосточном федеральном округе и пр.) повышают системные угрозы для всего энергорынка. При этом нерешённым остаётся вопрос о механизме финансирования модернизации действующих энергомощностей, солидарно сетовали энергетики. В свою очередь, участники программы МСЗ настаивали на сохранении прежней схемы финансирования, так как «никаких других реальных механизмов финансирования МСЗ и постепенного решения проблемы утилизации ТБО не существует». Игроки сектора не соглашались, эксперты предлагали оплачивать создание предприятий, ориентированных, прежде всего, на решение экологической проблемы, а не на выработку энергии, за счёт имеющихся или вновь вводимых «мусорных» сборов.

В пресс-службе «РТ-Инвест» не стали комментировать ситуацию, сообщив, что не располагают информацией о каком-либо решении правительства по данному вопросу.

Стоит отметить, что ряд крупных игроков уже заявил о своем интересе к проектам строительства МСЗ в случае, если те будут выставлены на открытый конкурсный отбор. «При изменении условий конкурса на ТБО – не под одну компанию, а конкурентно и прозрачно – «Фортум» готов в нём участвовать», – заявил в ходе обсуждения доклада Анатолия Чубайса на РЭН-2017 исполнительный вице-президент, глава дивизиона «Россия» компании Fortum Corporation Александр Чуваев.

В «Роснано» заявили, что приветствуют развитие конкуренции в секторе МСЗ.

– Конкуренция в секторе есть безусловное благо, которое пойдет на пользу как самим участникам рынка, так и потребителям. «Роснано» фактически была зачинателем сначала проектов в солнечной энергетике, а затем и в ветрогенерации. Первоначально они тоже вызывали множество вопросов и активно критиковались, – напоминает представитель «Роснано». – Однако вслед за первопроходцами в сектор пришли и другие игроки. Это позволило существенно удешевить строительство, создать собственную производственную базу, наладить выпуск необходимого оборудования и материалов. Сейчас в солнечной генерации мы готовимся к выходу на международные рынки с конкурентоспособными отечественными разработками, эти виды ВИЭ-генерации приближаются к порогу рентабельности в рамках регулярного рынка.

Стоит отметить, что изначально «Роснано» выступала за сохранение прежней системы финансирования проектов. Отказ от возврата инвестиций через энергорынок создаёт слишком большие риски – новые источники не определены, что чревато заморозкой процесса и дальнейшим ухудшением ситуации в секторе утилизации ТБО, где ситуация и без того близка к критической.

Другие варианты

Конкуренция между инвесторами, реализующими проекты в разных регионах, безусловно рано или поздно снизит заявляемые капитальные затраты и, соответственно, нагрузки на потребителей ОРЭМ, говорит директор по электроэнергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев. Опыт проведения отборов ДПМ ВИЭ показал: когда барьеры для доступа на рынок сняты и инвестиционная привлекательность растет, конкуренция может привести к существенному снижению CAPEX.

– Опыт аналогичных конкурсов показывает, что если речь идёт только о создании условий для свободной конкуренции, то максимальный эффект на снижение удельных капитальных затрат, а значит и платы для потребителя, был достигнут в конкурсах ВИЭ на уровне 30%, – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.

Впрочем, существуют и другие инструменты удешевить строительство МСЗ для потребителей энергорынка, полагает эксперт Vygon Consulting.

– Серьёзным источником возврата инвестиций в МСЗ может стать планомерное увеличение и дифференциация по группам потребителей тарифов на сбор и утилизацию отходов в регионах. Затраты МСЗ на предварительную сортировку твёрдых отходов перед сжиганием целесообразно компенсировать за счёт введения обязательного раздельного сбора мусора. По нашим оценкам, при дифференцированном подходе тариф по отдельным группам может быть увеличен до 10 раз, – говорит Алексей Жихарев.

Впрочем, даже возможное удешевление стоимости ТБО-мощностей не вселяет оптимизм в потребителей энергорынка.

– Избыток генерирующей мощности на энергорынке составляет около 50 ГВт, спроса на дополнительную мощность нет. Считаем, что решать проблемы другой отрасли – обращения с отходами – за счёт рынка электроэнергии неправильно и недопустимо, – заявил «Перетоку» директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв. – Финансирование генерирующей мощности мусоросжигательных объектов за счёт энергорынка возможно только на общих рыночных условиях по цене конкурентного отбора.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28