Зачем EnergyNet сказали «да»

Профессиональное сообщество продолжает горячо обсуждать EnergyNet — инициативу по модернизации энергетики, которую в сентябре рассмотрели и одобрили на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Документ пообещал масштабное внедрение элементов «умной» энергетики, но вызвал массу вопросов. «Переток» собрал самые распространённые из них и предлагает поговорить просто о сложном. Итак, 8 вопросов об EnergyNet.

Зачем EnergyNet сказали «да»


01.

Что такое EnergyNet?

Это один из разделов Национальной технологической инициативы – программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

EnergyNet предполагает создание надёжных и гибких распределительных сетей, интеллектуальной распределённой энергетики, персональной энергетики и потребительских сервисов, решений для распределительной сети, а также инструментов, с помощью которых генераторы, потребители и компании, предоставляющие им сервисы, смогут интегрироваться в энергосистему. Проще говоря, основной идеей является модернизация электросетевого комплекса на принципиально ином технологическом уровне, предполагающем тесное взаимодействие с IT-сектором.
02.

Зачем нужен этот проект?

По мнению разработчиков проекта – Агентства стратегических инициатив (АСИ), EnergyNet позволит создать принципиально новую архитектуру электросетей, базирующуюся на активно-адаптивных принципах, которая будет формироваться на основе запросов потребителя, а не навязываться поставщиками или властями. Принципиально новые технологические решения – ключевой продукт проекта. Разработчики EnergyNet рассчитывают, что реализация проекта не только позволит отечественным производителям выйти на новые рынки, но и обеспечить модернизацию и развитие экономики страны за счёт внедрения перспективных технологий и сервисов интеллектуальной энергетики.

«В России существуют колоссальные возможности для внедрения таких разработок. Сетевой комплекс страны, как известно, весьма сильно устарел, износ фондов достигает 70%, поэтому нужна современная энергетическая система, в основе которой – инновационные разработки и передовые достижения науки, а также использование альтернативных источников энергии, в том числе и возобновляемых, особенно в тех регионах, где в настоящий момент существует энергодефицит. Такая распределительная генерация способна существенно повысить надёжность энергоснабжения», – заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании межведомственной рабочей группы.
03.

Что в итоге даст EnergyNet?

Дорожная карта прописывает мероприятия, направленные на развитие отечественных технологий в сфере интеллектуальной энергетики. Документ предусматривает реализацию ряда пилотных проектов, а также определяет необходимые условия для развития кадрового потенциала, способного решать такие новые нестандартные задачи. Кроме того, для создания и внедрения новых технологий требуется совершенствование нормативной базы, что также определяется в рамках дорожной карты.

Результатом реализации дорожной карты EnergyNet должен стать сформированный рынок оборудования, программного обеспечения, инжиниринговых и сервисных услуг для систем и сервисов интеллектуальной энергетики. Фактически авторы документа предлагают создать инновационную экосистему, в которой генераторы и потребители смогут обмениваются энергией.
04.

Как это будет выглядеть на практике?

EnergyNet разделён на три этапа. На первом – с 2016 по 2020 годы – предполагается создание цифровой инфраструктуры и сервисов, а также реализация пилотных проектов на основе уже существующих технологий. На втором этапе – с 2020 по 2025 годы – будут разработаны технологии для создания адаптивных инфраструктур и сервисов в энергетике плюс реализация пилотных проектов на базе разрабатываемых сейчас технологий. На заключительном этапе планируется создать самоорганизующуюся инфраструктуру.
Пилотными площадками для демонстрации решений и сервисов интеллектуальной энергетики станут энергосистемы Севастополя и Калининграда, где идёт строительство новой генерации. Первые элементы новой системы должны появиться уже в 2017 году. В основу энергетики в пилотных зонах лягут разработки российских компаний, позволяющие строить сети нового поколения, существенно более дешевые и надёжные, чем те решения, которые мы сегодня импортируем из других стран.
05.

В чем выгода и для кого?

По расчётам АСИ, в результате реализации мероприятий EnergyNet объём выручки российских компаний на глобальном рынке интеллектуальной энергетики должен к 2035 году достичь 40 млрд долларов в год, из них на распределительные сети должно приходиться 10–12% выручки, на интеллектуальную распределённую энергетику и на потребительские сервисы – по 3–6%.
  
Разработчики дорожной карты рассчитывают и на ряд дополнительных бонусов. Среди них – сдерживание роста цен на электроэнергию для российских потребителей на уровне 0,07–0,08 доллара до 2035 года (за счёт повышения КИУМ на 20–30%), снижение потребности в новой мощности на 30–40% и потерь энергии на 20–30%. Один из пилотных проектов предполагает создание цифровой электроэнергетической сети, состоящей из интеллектуальных коммутационных аппаратов (реклоузеров), систем учёта энергии и оперативно-диспетчерского управления. Такая структура позволит на четверть снизить стоимость владения сетью, уменьшить потери и снизить аварийность.
06.

Как участники рынка встретили EnergyNet?

Достаточно настороженно. Сами разработчики не скрывают, что уже на стадии обсуждения дорожная карта вызвала конфликт интересов в отрасли.
«Дорожная карта не была одобрена в изначальной редакции ключевыми отраслевыми игроками. Даже мероприятия из программ НИОКР этих компаний, которые им удалось адаптировать под формат дорожной карты, по факту не вошли в окончательный вариант, – сообщил член рабочей группы EnergyNet, руководитель управления научно-технической деятельности Фонда поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности «Энергия без границ» Павел Архипов. – Поэтому есть большие опасения, что дорожная карта, признанная «отраслевой», ляжет всей тяжестью своего исполнения на плечи компаний с госучастием. Налицо конфликт интересов, который, по опыту участия на заседаниях рабочей группы по составлению дорожной карты и на других мероприятиях НТИ, никак не планируют решать системно».
07.

Что не устраивает генераторов и сетевиков?

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что для реализации дорожной карты «совершенно не создана основа».

«В стране не решена проблема энергопотерь в сетях, которые составляют более 20%. Более чем на 70% изношено генерирующее и сетевое оборудование, о коренной модернизации которого задумываются уже много лет, но не добиваются явного движения вперёд в этом направлении. Не стоит забывать об избытке мощностей, а также о тарифной системе, которая так до конца и не отрегулирована в электроэнергетике, – отметил в комментарии «Перетоку» Александр Пасечник. – Поэтому говорить сейчас о развитии принципиально новых для нашей страны интеллектуальных электросетях как о некоей надстройке над существующими, об активном включении в общий процесс участников рынка распределённой генерации, которые к этому не стремятся, я бы не стал. Сначала надо решить накопленные за десятилетия проблемы, подробно рассказать рынку обо всех плюсах и минусах предлагаемой к реализации программы EnergyNet, после чего постепенно что-то внедрять».

Кроме того, неясна инвестиционная составляющая проекта. По мнению директора департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексея Вялкина, недостаток ресурсов может стать основной сложностью для полномасштабной реализации EnergyNet.
08.

Можно ли с помощью EnergyNet решить глобальные вопросы в отечественной энергетике?

Критики EnergyNet говорят о необходимости системного стратегического планирования изменений в отечественной энергосистеме, которое зависит от множества факторов, связанных как с оценкой технологического потенциала и энергопотребления отдельных территорий страны, так и с инвестиционными планами и возможностями самих энергетических компаний. В отрыве от общей системы планирования, которая определяет будущую конфигурацию российской электроэнергетики, любые документы, призванные стимулировать развитие технологий в отрасли, пусть даже в глобальном смысле, останутся, скорее всего, на уровне благих пожеланий.

Между тем сами разработчики проекта не скрывают, что основная цель – это прежде всего выход на глобальный энергетический рынок. Соруководитель рабочей группы EnergyNet, управляющий партнёр компании Bright Capital Борис Рябов заявил «Перетоку», что в России важно создать консорциум заинтересованных компаний, способных предложить глобальному рынку современные энергетические решения.
«Мы будем отрабатывать технологии в пилотных регионах, работать с ведущими профильными институтами, чтобы в будущем предложить конкурентоспособные продукты, как это делают мировые энергетические компании. А для внедрения разработанных в будущем технологий в России будет необходима политическая воля», – подчеркнул г-н Рябов.

03 ноября 2016 в 19:02

EnergyNet, дорожная карта энергетики, Павел Архипов, Александр Пасечник, Алексей Вялкин, Борис Рябов, энергетика, энергетика России, энергетика в России

Другие пользователи читают

Модернизации дали добро

14 ноября на совещании у президента России Владимира Путина состоялась длительная отраслевая дискуссия о дальнейших ...

14 ноября 2017 в 21:54
Скованные виртуальной цепью

На протяжении нескольких лет подряд блокчейн-стартапы, разрабатывающие технические решения для новой энергетики, в том ч...

31 октября 2017 в 17:54
Долгосрочный тариф в обмен на дивиденды

Возглавивший «Россети» всего два месяца назад Павел Ливинский уже успел взбудоражить энергообщественность рядом громких ...

09 ноября 2017 в 23:26
Зелёное несчастье

Жители Сиднея платят за свет вдвое больше ньюйоркцев, хотя их страна славится своими запасами угля и природного газа...

26 октября 2017 в 10:20