Инвестиционная привлекательность российской энергетики

Инвестиции в энергетический сектор нуждаются в серьёзном госрегулировании. Вместе с тем, инвесторам нужна стабильность законодательной базы и понятные правила игры. О том, как соблюсти баланс интересов государства и инвесторов, шла речь на Петербургском международном юридическом Форуме, организованном Министерством юстиции Российской Федерации.

Инвестиционная привлекательность российской энергетики

В тарифообразовании и оценке инвестиций в сфере электроэнергетики намечен ряд новых подходов. На Петербургском международном юридическом Форуме, состоявшемся 19 мая, их анонсировал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Виталий Королёв. Так, согласно предложениям ведомства, у субъектов рынка не будет изыматься сверхнормативная прибыль при условии обоснованности ранее установленных инвестиционных затрат. Кроме этого ФАС рассматривает возможность введения в нормативно-правовую базу понятия «предпринимательской прибыли», как это уже сделано в сфере водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 26.06.2014 № 588), а в теплоснабжении законодательно закреплено понятием «расчётная предпринимательская прибыль» (постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1055). Применительно к электроэнергетике будет определяться эталон затрат гарантирующего поставщика, представляющий собой экономически обоснованную величину расходов по статье затрат (в процентах от валовой выручки или на точку поставки). При этом под эталонной выручкой гарантирующего поставщика понимается необходимая валовая выручка для осуществления регулируемой деятельности, формируемая из эталонов затрат гарантирующего поставщика. Представитель ФАС России также сообщил, что ведомство готово к установлению контроля за обоснованностью заявляемых инвестиционных затрат при установлении тарифов. Эти заявления Виталий Королев озвучил на круглом столе «Инвестиционная привлекательность российской энергетики: нормативно-правовые аспекты и международный опыт», организатором которого выступило ПАО «Интер РАО». Модератор круглого стола, член Правления – руководитель Блока правовой работы ПАО «Интер РАО» Александр Пахомов отметил, что отрасль и, в частности, инвестиции в энергетический сектор действительно подлежат серьёзному госрегулированию. Тем не менее, в ряде случаев регуляторная среда в российском ТЭК, например, в вопросах антимонопольных правоотношений, не жёстче, чем на западе, что подтвердили и иностранные эксперты. В частности, Доминик Фаш, член Совета директоров Технопарк «София-Антиполис», заявил, что наиболее проблемным аспектом для инвесторов является стабильность законодательной базы и понятные правила игры. Депутат Государственной Думы – первый заместитель председателя Комитета по энергетике Сергей Есяков отметил, что одной из первоочередных задач в вопросах инвестиционной привлекательности отрасли является решение вопросов неплатежей потребителей энергоресурсов, на решение которых направлен принятый в конце 2015 года Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» № 307-ФЗ. Подводя итоги круглого стола, Александр Пахомов резюмировал, что энергетика несомненно является социально ориентированной отраслью, и в этом контексте необходим баланс интересов государства и инвесторов. При этом отрасль не может обойтись без преимущественного государственного финансирования и поддержки. Однако важно, чтобы частные инвесторы, которые вложили деньги в развитие отрасли, имели пусть небольшой, но гарантированный доход, обеспеченный стабильностью и предсказуемостью законодательства и фискальной политики.


Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57