Scientific American: Ископаемое топливо – основа энергетики будущего

Уголь, газ и нефть будут доминировать как минимум до 2040 года – таков прогноз экспертов Информационного управления при Минэнерго США

Scientific American: Ископаемое топливо – основа энергетики будущего


Стремительный экономический рост Китая, Индии, Индонезии, Бразилии и других развивающихся стран приведёт к удвоению потребления энергии к 2040 году. Такие данные содержатся в докладе The International Energy Outlook – 2016 Энергетического Информационного Управления (EIA) Департамента Энергетики США.

В ходе публичных слушаний документа, прошедших в Центре Стратегических и Международных Исследований (CSIS) в Вашингтоне, глава EIA Адам Семински заявил, что при его подготовке использовались более сложные инструменты моделирования, чем в предыдущих аналогичных докладах. Кроме того, эксперт отметил, что мировой спрос на ископаемое топливо продолжит возрастать.

«Несмотря на Парижские соглашения, я полагаю (и наши цифры это подтверждают), что потребность в нефти останется на довольно высоком уровне, особенно в промышленности и сфере перевозок, – подчеркнул Семински, – Возможно, со временем цифры (показатели потребления) будут снижены, но конкурировать с плотностью энергии, содержащейся в нефти, по-прежнему будет очень трудно».

Не списывайте нефть со счетов
Помимо прочего, авторы доклада предсказывают усиление спроса на натуральный газ и устойчивый рост ветровой, солнечной и ядерной генерации. Благодаря развитию ветро- и гидроэнергетики в ближайшие 20 лет именно ВИЭ останутся самыми быстрорастущими источниками энергии, прибавляя каждый год по 2,6%.

Ядерную энергетику также ожидает внушительный рост – 2,3% ежегодно. Ведущую роль здесь играют заявления Китая о намерении к 2040 году ввести в строй 139 ГВт дополнительных ядерных мощностей.

Природный газ, долгие годы занимающий третью позицию по значимости в мировой энергетике после нефти и угля, уже к 2030 году выйдет на второе место, вытеснив уголь. Рост потребления последнего, вероятно, замедлится по причине ужесточения международных норм по выбросам углерода.

Потребление нефти и нефтепродуктов в ближайшие годы слегка снизится – с 33% от общего объёма поставляемых на рынок энергоносителей в 2012 году до 30% в 2040-м. Между тем именно нефть останется главным источником энергии в транспортном и индустриальном секторах развивающихся стран.

В целом эксперты призывают не относиться к ископаемому топливу как к анахронизму и утверждают, что к 2040 году на нефть, газ и уголь будет приходится около 78% от всей потребляемой в мире энергии.

«Обильные газовые ресурсы и стабильное производство, включая растущие поставки сланцевого газа и метана из угольных пластов, обеспечат природному газу сильные конкурентные преимущества», – говорится в докладе.

Угольная генерация, серьёзно просевшая за последнее десятилетие, в течение следующих 24 лет будет расти по 0,6% ежегодно и к 2040 году достигнет доли 28–29% в мировом энергобалансе. Напомним, что в 2012 году на уголь приходилось до 40% мировой генерации.

На природный газ и ВИЭ, включая гидроэнергетику в 2040 году, также будет приходиться 28–29% от всей производимой энергии. Оставшиеся 10–12% займёт ядерная энергетика.

Демарш несогласных

Из трёх крупнейших потребителей угля в мире – Соединенных Штатов, Китая и Индии – лишь Индия увеличит потребление этого вида топлива к 2040 году. Китай, как ожидается, начнёт снижать объём угольной генерации после 2025 года. Что же касается США, в этой стране потребление угля снижается уже сегодня и продолжит снижаться ещё сильнее, если план Обамы «Чистая энергия» будет поддержан судом.

В то время как американский рынок и политическая сфера продолжат оказывать решающее влияние мировую энергетику, сами США выпадут из числа наиболее быстрорастущих экономик, считают в EIA.

К 2040 году около 2/3 мирового энергопотребления придётся на развивающиеся страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (международная организация, объединяющая 34 наиболее развитые страны мира). Так, до 55% от всей мировой энергии будет потребляться в Китае, Индии и Индонезии, до сих пор остающихся за пределами ОЭСР.

По словам Адама Семински, рост потребления нефти и нефтепродуктов будет особенно стремительным в таких странах, как Китай и Индия, где увеличивающиеся доходы населения влекут за собой распространение личного автомобильного транспорта.

Однако ряд экспертов, таких как Дэвид Тёрнбул из некоммерческой организации Oil Change International, считают, что EIA стоило бы уделить больше внимания изменениям, произошедшим в национальной и международной политике в области климата, особенно за последние несколько лет.

«Ясно, что сегодня мы движемся в разных направлениях», – говорит Тёрнбул, – Парижские соглашения были чётким сигналом, что эра ископаемого топлива закончилась. Делать прогнозы, оставляя за скобками столь глобальное изменение в общественном мнении – значить упускать из виду большую часть общей картины».

Представители EIA, в свою очередь, отрицают своё невнимание к Парижским климатическим соглашениям и иным международным договоренностям. В то же время они подчёркивают, что «в практической реализации заявленных целей остаётся значительная доля неопределённости».

На слушаниях в CSIS Адам Семински признал, что долгосрочные прогнозы, подобные докладу EIA, зачастую несовершенны. Политические и технологические факторы могут кардинально изменить ситуацию, и результаты этих изменений не в силах предсказать ни один, даже самый лучший анализ.

«Вероятно, в наших цифрах есть изрядная доля неточностей. Означает ли это, что мы зря тратим деньги налогоплательщиков? Ответ – нет. Эта работа чрезвычайно важна как для властей, так и для общества», – сказал Семински.


Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57