Ответственная отрасль

Известное утверждение Милтона Фридмана о том, что единственная ответственность бизнеса – это получение прибыли, устарело много лет назад. А понимание, что на самом-то деле бизнес в той или иной мере отвечает чуть ли не за все протекающие в этом мире процессы, постепенно приходит и в Россию. И приятно констатировать, что энергетики одними из первых признали свою ответственность перед обществом и природой, акционерами и партнёрами, подростками и пенсионерами.

Ответственная отрасль

КСО как предчувствие

Словосочетание «корпоративная социальная ответственность» (КСО) вошло в обиход совсем недавно – в Европе и США оно было впервые произнесено в восьмидесятых годах прошлого века, а сквозь российские границы просочилось и вовсе в нулевых годах века нынешнего. Однако молодость термина вовсе не тождественна молодости обозначенных им явлений – по сути, первое представление о социальной ответственности бизнеса появилось ещё до рождения столь категорично отрицавшего её Фридмана.

Впервые западным корпорациям пришлось задуматься о своих социальных долгах в конце XIX века, когда набирающие силу профсоюзные движения стали всерьёз угрожать их стабильности и дальнейшему развитию. На тот момент речь шла в первую очередь об ответственности компаний перед своими сотрудниками – предоставляя работникам достойные условия труда и принимая участие в их жизни, предприятие опосредованно «отчитывалось» и перед обществом в целом. Со временем ситуация менялась, и бизнес брал на себя всё больше и больше обязательств – помощь незащищённым слоям населения, защита окружающей среды, участие в различных государственных программах, поддержка образования, здравоохранения, культуры и спорта. Сегодня корпоративной социальной ответственности уделяет внимание буквально каждая крупная компания в США и Европе – да и Россия стремительно догоняет Запад.

КСО может быть внутренней (перед собственными сотрудниками) и внешней (перед всеми остальными), может выражаться в финансовой и нефинансовой форме, может документироваться в составленных по международным стандартам социальных отчётах или вообще не фиксироваться на бумаге. Единственное, что объединяет все виды социальных обязательств, которые корпорации берут на себя, – это их добровольность. Словом, если вы соблюдаете предписанные законом нормы безопасности производства, это ещё не социальная политика. А вот установленное по собственной инициативе дополнительное очистное оборудование уже серьёзно увеличивает ваш социальный капитал.

Новый термин о главном

На российской почве концепция социальной ответственности приживается пока что с трудом – свою роль тут, как водится, играет огромная территория, неразвитая инфраструктура, пассивность населения и прочие извечные российские особенности. В нашей стране системная социальная политика пока что остаётся прерогативой крупнейших (да и то отнюдь не всех) компаний – остальные в лучшем случае ограничиваются случайными благотворительными или природоохранными акциями и эпизодическим участием в государственных социальных программах.

Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что до недавнего времени у нас не существовало и намёка на социальную ответственность крупных организаций, – на самом деле традиции, укладывающиеся в рамки этой концепции, сложились в отдельных отраслях экономики достаточно давно.

Так, в энергетической отрасли принципы участия в жизни общества, не говоря уже о социальном партнёрстве работников и работодателя, существовали задолго до начала в 2008 году «новой энергетической эры». Зародились они ещё в советские времена – и даже в 90-е годы, когда в большинстве сфер человеческой деятельности речь не шла не то что о социальной ответственности бизнеса, но зачастую и об элементарной безопасности занятых на производстве людей, энергетика оставалась чуть ли не последним прибежищем стабильности.

С наступлением стабильных нулевых годов XXI века эти традиции получили дальнейшее развитие. Причём надо отметить, что именно в энергетике необходимость не просто вести активную социальную политику, но и фиксировать её в социальных отчётах, предназначенных для акционеров и инвесторов, общественных организаций и самого широкого круга заинтересованных лиц, обсуждалась уже тогда, когда российское бизнес-сообщество ещё толком не воспринимало сам термин «КСО». Первопроходцами здесь стали ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС». Главу, посвящённую социальной ответственности, «Интер РАО» включило в свой годовой отчёт ещё в 2006 году, а «ФСК ЕЭС» – в 2007-м.

Все свои


Начинается социальная ответственность компании, безусловно, с внимательного отношения к тем, кто в ней работает, а разделы, посвящённые внутренней социальной политике, традиционно занимают центральное место в любом социальном отчёте. И это правильно – в конце концов, любое преобразование мира начинать нужно с себя.

Например, в «Интер РАО» с 2010 года действует система коллективных договоров, в которых зафиксированы основные приоритеты компании в области внутренней социальной политики. Эти приоритеты – обеспечение безопасности сотрудников, охрана их здоровья, повышение благосостояния, развитие профессиональных знаний и навыков, забота о детях, пенсионерах и молодых семьях.

Для воплощения заявленных идеалов «Интер РАО» запустила двенадцать социальных программ, и уже два года филиалы компании ежеквартально отчитываются перед штаб-квартирой об их реализации. Благодаря налаженной внутренней работе стала возможной подготовка первого публичного социального отчёта компании за 2011 год.

Этот документ, составленный в соответствии с рекомендациями Глобальной инициативы по отчётности (GRI) и Стратегией развития Группы до 2015 года, освещает такие сферы деятельности «Интер РАО», как обеспечение надёжности и экологической безопасности производства, управление персоналом, благотворительная и социальная деятельность. А также – содействие устойчивому развитию экономики и повышению качества жизни населения во всех регионах присутствия (то есть обеспечение надёжного энергоснабжения, удовлетворение растущего спроса на электроэнергию, применение инновационных технологий и решений в области энергоэффективности и энергосбережения). Впрочем, надо отметить,что все эти направления были неотъемлемой составляющей стратегии «Интер РАО» буквально с первых дней её существования, а с 2006 года раздел, посвящённый социальной политике, неизменно присутствовал в её годовых отчётах, при этом многие предприятия Группы уже не один год выпускают собственные социальные отчёты.

В годовом отчёте ОАО «ФСК ЕЭС» глава «Корпоративная и социальная ответственность» тоже появилась достаточно давно, в 2007 году. В ней были зафиксированы принципы, которых компания придерживается в своей социальной политике, а также дано обещание подготовить полноценный нефинансовый отчёт к 2008 году. Обещание компания выполнила – в этом году свет увидел уже пятый отчёт о социальной ответственности и корпоративной устойчивости «ФСК ЕЭС». В качестве приоритетных направлений на этот раз в нём были выделены молодёжная (нацеленная на подготовку, привлечение и мотивирование молодых кадров) и – впервые – антикоррупционная политика.

Немало внимания условиям жизни и труда своих работников уделяет ОАО «Холдинг МРСК» – компания предоставляет сотрудникам различные программы по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, стремится решить их жилищные проблемы и т. д. Отдельно в холдинге подчёркивается приверженность спорту и здоровому образу жизни.

Вообще спортом в отрасли занимаются много – и занятия эти нередко перерастают в нечто большее, чем корпоративное мероприятие. К примеру, хоккейная команда «Иркутскэнерго» под названием «Байкал-энергия» уже неоднократно становилась победителем и призёром международных соревнований. А в «Интер РАО ЕЭС» уже в шестой раз прошёл турнир по мини-футболу, сам по себе носящий статус международного: в нём, наравне с российскими, участвуют команды зарубежных предприятий Группы. Регулярно «Интер РАО» проводит корпоративные соревнования и по другим видам спорта: спартакиады здесь давно уже стали традицией. В 2012 году было принято решение провести первую общую спартакиаду на базе Ириклинской ГРЭС – теперь это мероприятие станет ежегодным для всех предприятий Группы. Ещё одно направление социальной политики «Интер РАО» – поддержка российского большого спорта. На данный момент «Интер РАО» помогает волейбольному клубу «Динамо» и поддерживает спортсменов-паралимпийцев.

Не всё равно

Если внутренняя социальная политика – это основа основ, без которой уже сложно представить себе серьёзную организацию, то переход к политике внешней, готовность тратить ресурсы на то, что не отразится на прибыли или инвестиционной привлекательности компании напрямую, – пока что удел избранных. И, опять же, радостно отмечать, что в энергетике таких избранных немало. Возможно, дело тут в самой специфике отрасли – выработка тепла и света уже подразумевает неравнодушие к тому, как живут люди вокруг.

К примеру, российский филиал немецкой «Е.ОN» в числе своих корпоративных принципов декларирует внимание к малоимущим слоям населения, пенсионерам, инвалидам, ветеранам (в том числе энергетической отрасли); заявляет о намерении помогать детским и медицинским учреждениям. На реализацию всех этих принципов направлен ряд социальных программ компании – например, с 2007 года под патронатом «Э.ОН Россия» в одной из сургутских школ появился инженерно-технологический класс, в котором старшеклассники получают начальные знания по энергетике и при успешной сдаче экзаменов направляются на дальнейшее обучение за счёт компании. А «Башкирэнерго» в рамках своей программы по поощрению образования выделяет именные стипендии десяткам студентов Уфимского университета.

Ещё одно направление социальной политики, которому всё чаще уделяют внимание энергетические компании, – поддержка культуры. Причём выражаться такая поддержка может как в финансировании уже существующих проектов, так и в запуске своих собственных. Один из вариантов – открытие музеев«в соавторстве» с местными властями или общественными организациями. По этому пути пошла, к примеру, Дальневосточная генерирующая компания, собственными силами открыв в 2010 году Музей энергетики Хабаровского края. Свой музей есть и у «Иркутскэнерго» – его двери открыты уже не одно десятилетие; в залах регулярно проводятся выставки, рассказывающие о прошлом и настоящем компании и всей энергетической отрасли.

Ну и, разумеется, ни одна уважающая себя компания не обходится без благотворительности в традиционном смысле этого слова. Одним из лидеров в этой сфере по праву можно назвать «Интер РАО ЕЭС». За один только 2011 год компания реализовала более 250 благотворительных проектов в области образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также поддержки ветеранов отрасли и Великой Отечественной войны. Практически вровень с «Интер РАО» идёт и «РусГидро»: компания спонсирует десятки благотворительных проектов в самых разных областях – от спорта до экологии. Основные направления благотворительной деятельности «РусГидро» объединены в долгосрочную программу под названием «Парус надежды».

Добавьте сюда активное участие энергетических компаний во всероссийских программах по энергосбережению, охране окружающей среды, подготовке специалистов нового поколения – и согласитесь, что общая картина вырисовывается более чем привлекательная. Причём привлекательна она не только с точки зрения обывателя, но и с точки зрения инвестора – к примеру, в США, по данным Фонда социальных инвестиций, степень социальной ответственности компании влияет на инвестирование в неё каждого восьмого доллара. В России подобные исследования пока не проводились, но и без исследований совершенно очевидно, что ничего, кроме пользы, «социально ответственный» имидж энергетическим компаниям не приносит.


Автор: Ольга Калинина

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28