Миссия трудновыполнима

С началом осени вступило в силу постановление правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…», вынудившее сбытовые компании спешно перейти на работу в новых условиях. Главное нововведение – ежемесячный расчёт потребителя со своим энергопоставщиком. Сотрудники ЖКХ озадачены: документ содержит целый ряд спорных моментов, которые теперь предстоит каким-то образом урегулировать.

Миссия трудновыполнима

Cогласно постановлению с 1 сентября этого года все бытовые потребители обязаны ежемесячно с 23 по 26 число текущего месяца передавать показания своих счётчиков в энергосбытовые компании. Сбытовая компания, в свою очередь, каждый месяц обязана выставлять потребителям счёт. Таким образом, гарантирующие поставщики, особенно те, что обслуживают миллионы человек, ломают голову, каким образом напомнить потребителю о необходимости предоставить данные, принять их за три дня и оперативно обработать.

Тут и начинаются спорные моменты постановления. Во-первых, если потребитель более трёх расчётных периодов не предоставляет показания прибора учёта, если прибор учёта вышел из строя или вообще отсутствует, энергосбытовая компания вынуждена рассчитывать клиента по нормативам потребления. Учитывая существующие нормативы, итоговая сумма счёта получится меньше, чем при оплате по счётчику, особенно в частных домовладениях, которые априори потребляют больше энергии. То есть постановление демотивирует потребителя устанавливать счётчик и регулярно сообщать о его показаниях.

Во-вторых, в постановлении ничего не говорится о компенсации ежемесячных расходов на обработку данных, выставление счетов, их печать и доставку потребителю. Интеграция в единый платёжный документ и современные электронные способы выставить счёт могли бы спасти гарантирующих поставщиков... если бы их внедрили заранее. Но сейчас энергосбытовым компаниям придётся отлаживать процесс сбора данных по старинке и в то же время разрабатывать способы отказаться от него.

Постановление также в корне поменяло принцип оплаты энергоснабжения общедомовых нужд (ОДН). Раньше управляющие компании и ДЕЗы включали ОДН в содержание дома. С 1 сентября гарантирующие поставщики обязаны вносить её в счета потребителей, рассчитав плату каждого владельца пропорционально метражу. Но если в общем потреблении дома появляется небаланс, возврат его величины ведётся... по количеству проживающих. Которое ещё нужно выяснить. Ведь не все, кто живёт в доме, зарегистрированы в нём, и не все жители будут жить в доме всегда. У гарантирующего поставщика появляется ещё одна проблема – найти корректную базу данных и поддерживать её актуальность.

В том случае когда в здании есть общедомовой прибор учёта, энерго-снабжающая организация вычленяет ОДН и распределяет расходы на собственников помещений по метражу. Если общедомового прибора учёта нет, энергосбыт должен рассчитать ОДН по нормативу потребления на общедомовые нужды. Которого пока не существует. Эксперты, пытаясь спрогнозировать последствия реализации постановления, теряются. Одни отмечают: энергосбытовые компании, получая от потребителей точные данные в срок, смогут сформировать более корректный полезный отпуск в рамках всей энергосистемы региона. Тогда снизятся и потери сетевых компаний. Другие возражают, что несвоевре-менное предоставление показаний счётчика может вызвать взрывоопасный рост потерь. Некоторые полагают, что ежемесячный счёт для оплаты повысит платёжную дисциплину потребителя – у него на подсознательном уровне закрепится, что он каждый месяц должен заплатить за электроэнергию.

Сотрудники ЖКХ просто озадачены и надеются, что спорные моменты разрешатся быстрее, чем наступит срок подачи первых счетов.


Автор: Константин Верюжинский

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57