Пробелы в надёжности: как решить проблему?

Минэнерго пытается закрыть правовые пробелы в техническом регулировании энергетики в свете участившихся крупных аварий. Но энергокомпании и потребители привыкли за долгий перерыв самостоятельно определять надёжные решения и опасаются избыточных и дорогостоящих требований государственного регулятора. Они предлагают соотносить рост надёжности с его стоимостью для рынка, но «Системный оператор» не видит необходимости в новых общественных фильтрах, мешающих оперативным диспетчерским решениям. 

Пробелы в надёжности: как решить проблему?


Надёжность на государственном уровне

Энергокомпании и потребители настороженно отнеслись к поправкам в ФЗ «Об электроэнергетике», которые наделяют правительство правом устанавливать обязательные требования к надёжности и безопасности в электроэнергетике. Изменения уже прошли первое чтение в Госдуме в декабре 2015 года и готовятся с правками ко второму.

Как следует из пояснительной записки к проекту, требования по надёжности и безопасности могут устанавливаться для функционирования энергосистем, для энергообъектов и энергопринимающих установок потребителей, для релейной защиты и автоматики, а также для работы персонала в отрасли. Кроме того, совершенствуется механизм энергонадзора, который осуществляют Минэнерго и Ростехнадзор. Помимо энергокомпаний, энергонадзор предлагается распространить на потребителей с установками максимальной мощностью более 150 кВт. По мнению Минэнерго России, документ позволит установить единые правила игры для участников отрасли и обеспечит стабильное функционирование и развитие электроэнергетики. Такие полномочия правительства не приведут к дополнительным расходам для бизнеса и не потребуют бюджетного финансирования, уверены авторы проекта.
До сих пор у государства нет полномочий по регулированию надёжности и безопасности в отрасли, комментируют в «Системном операторе». Его анализ показал, что именно отсутствие обязательных техтребований стало причиной роста крупных аварий с последствиями для потребителей в последние несколько лет. Риск для надёжности, по мнению «Системного оператора», представляет установленное в последние годы силовое электротехническое и генерирующее оборудование, не подходящее для работы в ЕЭС РФ. По мнению организации, нормативно-правовая регламентация технологической деятельности необходима в электроэнергетике для совместной работы всех элементов в едином технологическом процессе.

Пока законодательно регулируется только промышленная безопасность энергообъектов, она относится к компетенциям Ростехнадзора. Его правила направлены на предотвращение рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц и окружающей среде, поясняют в «Системном операторе». Полномочия по регулированию надёжности энергосистемы ни за кем не закреплены, поясняют там. За последние 10 лет в отрасли не принято ни одного документа с техтребованиями к энергообъектам, а большинство регламентов советского периода и РАО ЕЭС России уже устарели и потеряли правовой статус. Пробелы в правовом регулировании приведут к невозможности обеспечить качественное снабжение энергопотребителей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, заключают в «Системном операторе».

Всё стоит денег

Однако потребители и производители электроэнергии не уверены, что госрегулирование требований к надёжности и безопасности в отрасли столь необходимо. В РСПП опасаются, что несбалансированные требования могут привести к дополнительной финансовой нагрузке на рынок. Там полагают, что стратегические принципы функционирования энергообъектов, требующие расходов энергокомпаний или потребителей, должны приниматься только на уровне акта правительства, а не отдельного ведомственного приказа. По мнению РСПП, требования регулятора к надёжности могут оказаться избыточными, что удорожает подключение к энергосистеме и организацию электроснабжения для потребителя. Там считают необоснованным то, что обязательства и энергонадзор распространяются на энергопотребителей, меняя их статус в энергосистеме. В целом РСПП считает, что проект приведёт к росту административных барьеров для потребителей и производителей энергии, а также к росту цен и тарифов. Более того, широкие и неограниченные полномочия регулятора там считают коррупционным фактором.

По мнению главы ассоциации «Совет производителей энергии» Игоря Миронова, законопроект значительно расширяет полномочия ведомств по установлению требований, но не предусматривает проведения экономической оценки их последствий. Генкомпании предлагают в первую очередь разграничить требования к безопасности и надёжности. Первые обязательны для исполнения и уже прописаны, а в области надёжности логично регулировать только параметры работы энергосистемы и её объектов. Такие требования могло бы устанавливать Минэнерго – против этого никто не возражает, отмечает Игорь Миронов. При этом надо учитывать, что надёжность – это рыночная категория, её определённый уровень стоит денег.

Конкретные требования к энергообъектам должны определяться с учётом мнений всех участников отрасли, считают генкомпании. Эти вопросы можно обсуждать на базе «НП Совет рынка» или отдельного Совета по надёжности, отмечают они. Планировать развитие энергосистемы нужно так, чтобы сохранить надёжность энергоснабжения, но не увеличить ценовую нагрузку на потребителей, отмечает Игорь Миронов. С идеей создать специальную площадку для определения необходимого уровня надёжности несколько лет выступает Минэкономразвития. Но «Системный оператор» не видит необходимости в создании тех или иных фильтров в принятии решений о требованиях к надёжности: достаточно существующих механизмов общественного и отраслевого контроля над принятием стратегических документов и нормативных актов. Общественный контроль над оперативными решениями госрегулятора и «Системного оператора» в сфере надёжности вовсе вреден для отрасли, отмечают в организации, и может привести к коллапсу в электроэнергетике. Совет по надёжности будет учитывать интересы частных компаний, в то время как «обеспечение надёжной работы ЕЭС затрагивает не только бизнес-структуры, главные цели которых лежат в сфере максимизации прибыли, но и каждого жителя страны», заключают в «Системном операторе».


Автор: Анастасия Фомичёва, корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28