Потребители заплатят сетям дань справедливости

В электроэнергетике продолжаются изменения, запущенные прошлогодней заморозкой тарифов на услуги естественных монополий. Очередная инициатива Минэнерго – ввести принцип «бери или плати» в отношении резервов мощности – вынесена на общественное обсуждение. Для тех, кто будет злоупотреблять резервированием, рост соответствующей платы может составить до 8%.

Потребители заплатят сетям дань справедливости

Недозагрузка отношений

На безответственность клиентов электросетевые предприятия жалуются давно. Претензия касается буквально всех категорий потребителей: вне зависимости от размера компании платят лишь за фактически потреблённый ресурс – в том числе «малыши», которые за 550 рублей могут подключить до 15 кВт мощности, и «середняки». Пройдя все тернии по дороге к техническому присоединению того или иного объекта, они, как правило, заявляют будущую мощность по самой верхней льготной границе. Не лучше, по мнению сетевиков, ведут себя и крупные потребители. Регулярно критикуя избыточные энергетические стройки и тарифы, они далеко не всегда соотносят свои пожелания с фактическим расходом.

В результате вся эта «случайно» сгенерированная нагрузка ложится дополнительным финансовым бременем и на сети, и на тех, кому они поставляют энергию, включаясь в тариф. Сетевая инфраструктура простаивает недогруженной, а содержание незадействованных мощностей вынужден оплачивать потребитель.

Избавить стороны от потерь Минэнерго надеется за счёт нового механизма оплаты мощности. Для этого ведомство подготовило проект изменений в постановление правительства «О функционировании розничных рынков электроэнергии…», которое в последние годы правят с завидной регулярностью. Смысл поправок – загрузить те мощности, которые зарезервированы, но не используются.

Если документ будет принят, бесплатно можно будет использовать менее половины резерва. Согласно проекту, потребители мощностью от 670 кВт могут не оплачивать резервирование, если только оно в течение года не превышает 40% максимальной мощности. Резерв выше этого уровня держат примерно 2/3 потребителей, подсчитало Минэнерго на примере нескольких центральных регионов страны. Тем, кто не укладывается в 40%, придётся из своего кармана заплатить за одну пятую от общего объёма резерва.

Никому не достанется

Большинство экспертов истолковало появление министерского проекта как попытку компенсировать сетям финансовый ущерб от новых тарифных подходов правительства. «Инициатива может компенсировать часть издержек сетевых компаний. Скорее всего, именно поэтому работа над решением вопроса вступила в активную фазу в 2014 году, – объясняет Василий Копосов из «Энергокапитала». – Замораживание сетевого тарифа подразумевает, что необходимо предложить какие-либо компенсации для обременённых огромными инвестобязательствами и перекредитованных электросетевых компаний».

Однако слишком широко держать карман электросетевикам не стоит: полученные благодаря новации средства должны быть исключены из необходимой валовой выручки. При расчётах они не войдут ни в базу инвестированного капитала, ни в состав амортизационных отчислений. Предполагается, что основную финансовую отдачу получат другие потребители, которые теперь смогут не платить за «резерв на всякий случай», сделанный соседним предприятием. По данным источников, Минэнерго ожидает падения выручки сетевых компаний примерно на 3,5%. В то же время сторонники новации говорят, что позитивное влияние на финансовый результат будет заключаться прежде всего в сокращении затрат, которые не способствуют поддержанию и росту доходной базы.

Документ, впрочем, пока не согласован с остальными ведомствами и уже вызвал целый набор возражений с различных сторон. Крупные потребители опасаются резкого роста платы за резерв: по их подсчётам, увеличение может составить десятки, а по ряду объектов – и сотни процентов. Сетевые организации также не уверены, что постановление полностью защитит их финансовые интересы.

Документом недовольны и в Минэкономразвития. В качестве альтернативы может быть рассмотрен более мягкий вариант: заставить потребителей оплачивать резерв только там, где нужны новые мощности, которые не на что строить.

Малым не покажется

В проекте дорожной карты по повышению доступности энергоинфраструктуры, обновлённом на днях подгруппой Агентства стратегических инициатив, пункт об ответственности за выбор резерва присутствует пока в общем виде. Он является частью плана по сокращению сроков доступа к энергосети и уменьшению затрат на присоединение.

К маю 2014 года АСИ планирует представить в правительство соответствующий доклад, где в рамках единой концепции вводится ответственность за несоблюдение сроков подключения, а также порядок оплаты потребителями услуг по передаче энергии «исходя из максимальной мощности, выделенной в рамках технологического присоединения».

Меры направлены именно на стимулирование экономически обоснованного объёма потребления мощности и исключение сверхвысоких резервов, отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Александр Костюков. «В случае введения оплаты за резерв мощности крупным потребителям необходимо будет заранее планировать свои расходы, что в целом сгладит график потребления как электроэнергии, так и мощности. Для тех же, кто будет превышать поставленные нормы, плата за резерв прибавит к конечной цене порядка 5–8%», – говорит Костюков.

Дополнительный эффект может появиться на втором этапе реализации уточнённого плана АСИ. Авторы карты предлагают вплотную заняться теми, кто злоупотребляет льготами по техприсоединению. Нужно оптимизировать порядок применения этих льгот «применимо к разным категориям потребителей», говорится в проекте документа. Ведь, резервируя 15 кВт, многие из них потребляют не более 2–2,5 кВт, поясняют в АСИ, а сетевые компании тем временем несут убытки.

«Идея заключается в том, что мы хотим заставить тех, кто получил льготу, хотя бы ею пользоваться», – сообщил ранее общественный представитель агентства в Южном федеральном округе Александр Хоруджи.

В то же время в нынешнем виде предложения по введению оплаты мощности коренным образом не повлияют на ситуацию. «Едва ли следует ожидать масштабного изменения картины на рынке», – заключает в этой связи Василий Копосов из «Энергокапитала».


Автор: Юлия Макарова

13 февраля 2014 в 11:55

распределительные сети, единая энергосистема, регулирование, электроэнергетика, источники энергии, потребление электроэнергии

Другие пользователи читают

Платёжные разногласия

С 1 июля все платежи за ЖКХ должны будут проходить через государственную информационную систему жилищно-коммунального...

Вчера в 15:12
ОГК-2 подало заявки на вывод из эксплуатации 5 ГВт мощностей

ОГК-2, подконтрольная «Газпром энергохолдингу», подала в заинтересованные муниципалитеты заявки на вывод 5 ГВт мощности....

26 апреля 2017 в 02:54
Сети и сбыты уместятся в одном окне

На этой неделе были опубликованы постановления правительства об изменении порядка технологического присоединения (ТП)...

17 мая 2017 в 16:53
Лицензирование сбытов: передел рынка или борьба с неплатежами?

С 1 июля энергосбытовые компании России смогут работать лишь при наличии лицензии. Соответствующая норма содержится в за...

03 мая 2017 в 09:50