Летнее обострение цен на бензин

В России вот уже три недели наблюдается рост цен на бензин. Многие специалисты связывают его с подорожанием топлива на оптовом рынке – 22% с начала года. В ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, направившая запросы нефтяным компаниям по поводу резкого подорожания бензина. Регулятор постарается сдержать рост, однако рынок есть рынок, и цены на АЗС к осени всё равно вырастут, вопрос – на сколько?

Летнее обострение цен на бензин

Розничные догоняют оптовые

В числе причин наблюдающегося роста цен на бензин и дизтопливо эксперты указывают рост биржевых цен и образовавшийся резкий разрыв между розничной и оптовой ценой. Многие полагают, что рост биржевых цен произошёл из-за пожара на Ачинском НПЗ (Роснефть) 15 июня, в результате чего компания недополучит порядка 110 тыс. тонн бензина, который вынуждена будет закупать на рынке.

Представитель Санкт-Петербургской международной топливной биржи пояснял, что выраженных причин для резкого роста цен нет. «Объёмы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны, а средний объём сделки растёт. Это говорит о том, что покупатели накапливают запасы топлива», – цитирует газета «Известия» представителя биржи.

Справедливости ради хочется заметить, что в России не самый дорогой в мире бензин. Согласно данным агентства Globalpetrolprices, по состоянию на 14 июля 2014 года самый дешёвый бензин в Европе – в Белоруссии, его стоимость 0,97 доллара за литр, на втором месте Россия – 1доллар за литр (столько же примерно в США). Самый дорогой бензин в Норвегии – 2,59 доллара за литр.

Как видно, ценам есть куда расти, однако вряд ли антимонопольное ведомство допустит рост, превышающий инфляцию. ФАС извлекла горькие уроки из ситуации весной 2011 года, когда произошёл резкий скачок цен на топливо и стоимость бензина превысила 50 рублей за литр, а в 20 регионах он просто исчез из продажи. Тогда ФАС инициировала несколько волн антимонопольного разбирательства, ряд крупных нефтяных компаний были оштрафованы, а ситуация возвращена путём государственного регулирования в нормальное русло.

Старость не радость
Отметим, что государству удаётся удерживать рост цен на бензин в рамках инфляции в течение последних нескольких лет. В конце прошлого года министр энергетики Александр Новак уверял, что и в 2014 году рост цен не превысит инфляцию и составит порядка 5–6%. При этом он оговорился, что анализ и прогностика роста стоимости бензина и дизельного топлива не должны включать рост акцизов в 2014 году и результативность налогового манёвра.

Между тем эксперты давно предупреждали, что медленная модернизация наших нефтеперерабатывающих заводов, многим из которых уже за 50–60 лет, приведёт к возникновению дефицита высококачественного бензина на внутреннем рынке и, как следствие, к росту его стоимости. Ведь рынок автомобильной промышленности России растёт гигантскими темпами. Люди покупают современные машины, работающие на высокооктановом бензине.

По мнению президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, оборудование этих НПЗ не соответствует современным требованиям. В то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров. Отсюда и высокая стоимость.

Неумолимая статистика
На территории России в текущем году рост цен усилился именно за последние две-три недели, что хорошо видно на графике.
AI-92.jpg

AI-95.jpg
График составлен Аналитическим агентством «Томсон Рейтер Кортес» для «Переток.ру»

Согласно данным «Кортеса», цены на автомобильный бензин Аи-92 и Аи-95 на автозаправочных станциях (АЗС) России за прошедшую неделю (7–11 июля) выросли на 11 и 8 копеек соответственно, до 31,33 рубля и 34,18 рубля за литр. Самый значительный рост цен на бензин Аи-92 отмечен на АЗС Северо-Кавказского федерального округа – на 17 копеек, до 31,08 рубля за литр.

В остальных федеральных округах цены на этот вид топлива выросли в диапазоне от 7 до 15 копеек. При этом в Дальневосточном федеральном округе цены не изменились. Автобензин Аи-95 больше всего за прошедшую неделю подорожал на АЗС Центрального федерального округа – на 11 копеек, до 33,79 рубля за литр. Повышение цен в диапазоне 1–10 копеек отмечено в остальных регионах.

Цена на дизельное топливо летних сортов на заправках России повысилась на 3 копейки – до 33,35 рубля за литр. В Москве первым официально о повышении цен на 50 копеек за литр объявил ЛУКОЙЛ, на АЗС которого цены на бензин А-95 превысили 35 рублей за литр.

О повышении на 50 копеек также заявило ОАО «Газпром нефть». Роснефть пока не говорит о повышении цен на своих АЗС.

Цены растут всегда
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что цена на бензин в России растёт уже много лет, а последнее повышение, составившее в среднем 10 копеек за литр, не является существенным. Он считает повышение розничных цен закономерным на фоне роста оптовых цен. При этом Аркуша отмечает важность снижения оптовых цен, выросших слишком высоко. В противном случае повышение розничных цен может продолжиться. Ранее глава топливного союза прогнозировал рост розничных цен на бензин в текущем году на уровне 8%.

По мнению аналитиков «Томсон Рейтер Кортес», рост цен на бензин в розничном секторе по результатам года не превысит прогнозируемого уровня инфляции, который озвучил Центральный банк, – 7,5%. Таким образом, специалисты ожидают стабилизации цен на внутреннем рынке РФ в ближайшее время. В качестве стабилизирующих факторов эксперты отмечают снижение мировых цен на нефть, скорый запуск Ачинского НПЗ и увеличение поставок автобензина из Белоруссии.

По мнению экспертов топливного рынка, дальнейшего подъёма цен вряд ли удастся избежать. Аналитики напоминают, что впереди так называемое сезонное повышение, традиционно наступающее в период августа – сентября, вызванное ростом деловой активности населения. Эксперты прогнозируют увеличение цены на 1–2 рубля за литр. В любом случае, регулятор рынка – ФАС – уже держит ситуацию на контроле и не допустит подорожания, значительно превышающего установленный уровень инфляции.

Топлива хватит всем
Уверенность, что дефицита не будет, также вселяют данные еженедельного мониторинга топливного рынка Минэнерго России, согласно которым товарные остатки на 8 июля с. г. составили 1 млн 440,2 тыс. тонн бензина и 2 млн 422,9 тыс. тонн дизельного топлива.

«Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объёме, запасы превышают нормативные значения», – отмечает ведомство.

Но нельзя забывать, что такое «создание резерва» – это не способ решения проблемы дефицита, а только инструмент для сглаживания ситуации в чрезвычайных обстоятельствах.


Автор: Елена Забелло

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57