Полёт навстречу солнцу

В апреле прошлого года в Швейцарии публике был представлен второй прототип самолёта на солнечных батареях Solar Impulse 2. А уже этой весной автор проекта швейцарец Бертран Пикар планирует совершить на нём кругосветный перелёт.

Полёт навстречу солнцу

Источник: www.businessinsider.com, www.esa.int

Первые модели «солнечных самолётов» – воздушных судов, использующих для движения энергию солнца, – появились в 70-х годах прошлого века, а в 80-х годах начались пилотируемые полёты. Однако на то, чтобы довести технологию до стадии коммерческих разработок, ушло ещё 30 лет. И дело тут вовсе не в авиастроении. Всему виной – относительно медленное развитие фотоэлектрики и других элементов необходимой «солнечнолётам» энергетической инфраструктуры. Тем не менее энтузиастам не давала покоя идея создания самолёта, который мог бы оставаться в воздухе бесконечное количество времени. И похоже, им наконец-то удалось вплотную подойти к воплощению этой идеи.


Издание второе, исправленное
Свой первый полёт Solar Impulse (а точнее, его первая модификация под номером 1), разработанный Федеральной политехнической школой Лозанны при поддержке частных компаний и Европейского космического агентства, совершил в 2010 году. В 2013 году самолёт совершил трансконтинентальный перелёт, пролетев над всем североамериканским континентом и продемонстрировав, что современные технологии позволяют машине всю ночь летать на энергии, накопленной в солнечное время суток. Solar Impulse 1 находился в воздухе 16 часов и 21 минуту, преодолев порядка 1400 км. Таким образом, он побил свой собственный рекорд дальности (1116 км), установленный в мае 2012 года. Днём самолёт набирал большую высоту, а ночью планировал, экономя накопленную в аккумуляторах энергию.
GSP_-_Bertrand_Piccard.jpg
Бертран Пикар

Несмотря на это, технические возможности Solar Impulse 1 не позволяли совершить на нём кругосветный перелёт. Эту миссию предстоит выполнить следующему поколению машины – самолёту Solar Impulse 2. Он заметно больше первого варианта. Размах монокрыла, покрытого 17 248 солнечными элементами, составляет 72 м против 63 м в предыдущей версии (для сравнения: именно такой размах крыла имеет Airbus A340), вес самолёта увеличился с 1,6 до 2,3 тонны. Такое увеличение габаритов позволило существенно улучшить его технические характеристики. Так, в Solar Impulse 2 повышена энергоэффективность, а коэффициент полезного действия четырёх электромоторов, которыми он оснащён, достиг 94%. Аммиачно-щелочной электролит для аккумуляторных батарей позволил получить более высокие показатели энергетической плотности, в конструкции самолёта использованы нанотехнологии, разработанные компанией Bayer MaterialScience, а компания Decision предоставила технологии углеродистых волокон, которые облегчили конструкцию самолёта. Кроме того, конструкторы сделали самолёт менее чувствительным к влиянию внешних факторов (он способен пересекать зоны турбулентности), а это один из главных факторов надёжности подобных машин.

Демонстрация возможностей
Максимальная скорость Solar Impulse 2 по авиационным меркам совсем невелика – всего 140 км/ч, однако это почти в три раза больше скорости первого прототипа (50 км/ч). Это значит, что намеченное Бертраном Пикаром кругосветное путешествие займёт пять месяцев. Старт путешествия запланирован в период с 28 февраля по 2 марта в Абу-Даби, предусмотрено порядка десяти этапов: Швейцария – Индия-Мьянма – Китай – перелёт над Тихим океаном – Соединённые Штаты – перелёт над Атлантикой – Южная Европа или Северная Африка – Швейцария. Пилотам предстоит пролететь над двумя океанами — Тихим и Атлантическим. В состав экипажа войдут два человека — сам Бертран Пикар и его напарник Андре Боршберг. Всего же обеспечивать полёт будут около 130 человек.

Несмотря на то что сама идея кругосветного перелёта впечатляет, эксперты считают, что Solar Impulse 2 – это скорее демонстрация возможностей, нежели прототип будущего коммерческого воздушного судна. Наладить серийное производство (при наличии спроса) будет очень непросто, да и цена лайнера довольно высока – за 12 лет расходы на программу Solar Impulse составили около 152 млн долларов США.

– В настоящее время говорить о перспективах этого прототипа не приходится – это не более чем демонстратор технологий, его коммерческое применение из-за высокой цены и низкой коммерческой нагрузки не просматривается. Однако при дальнейшем развитии технологий, в первую очередь при повышении КПД солнечных батарей и совершенствовании аккумуляторов, у этого направления в авиастроении может быть большое будущее, – пояснил «Переток.ру» глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Прежде всего речь идёт о создании различного рода патрульных самолётов и самолётов-ретрансляторов, для которых важна автономность. Такие летательные аппараты будут беспилотными, их целевая нагрузка позволит в некоторых случаях заменить искусственные спутники земли. В то же время создание транспортных или пассажирских самолётов, основным источником энергии для которых будет солнечная энергия, маловероятно.


Автор: Андрей Щукин

15 января 2015 в 11:14

инновации, ВИЭ, солнечная батарея, солнечные батареи, солнечная энергия, источники энергии

Другие пользователи читают

«Интер РАО» завершило первый этап «очистки» от неэффективных мощностей

«Интер РАО» завершило первичную оценку неэффективной генерации, выведя из эксплуатации около 3 ГВт мощности за последние...

14 июля 2017 в 17:27
АЭС vs ПГУ: конкурентные перспективы в России до 2040 года

В настоящее время заканчиваются вводы генерирующих мощностей по договорам на поставку мощности (ДПМ). Массовый ввод ...

16 июня 2017 в 11:40
Из цен на электричество отжимают воду

Энергетики в очередной раз попытались поднять на уровне правительства вопрос о чрезмерном росте ставок платы за водопользование....

30 июня 2017 в 00:10
«Ростех» забрал весь «мусор»

19 июня «Администратор торговой системы» (АТС, 100-процентная «дочка» НП «Совет рынка») подвел итоги отбора инвестпроектов...

19 июня 2017 в 19:45