Энергоэффективные лампы: выбираем российские

Несколько лет назад Россия взяла курс на постепенный отказ от ламп накаливания в пользу энергосберегающих. «Переток.ру» попробовал разобраться в текущем состоянии рынка энергоэффективного освещения в России.

Энергоэффективные лампы: выбираем российские

Источник: Shutterstock

Выяснилось, что общее потребление в бытовом сегменте в России растёт в основном за счёт импорта энергоэффективных ламп (ртутных и светодиодных), а в сегменте профессионального освещения для коммерческих заказчиков российские производители лидируют. Хотя без введения мер по контролю качества продукции все ответственные игроки рискуют потерять рынок из-за наплыва быстроперегорающих ламп из ЮВА и «гаражного» производства светильников на территории России.


Накал страстей на рынке освещения
Согласно данным светотехнической консалтинговой компании Lighting Business Consulting, общий объём рынка электрических ламп (энергоэффективных и ламп накаливания) в России в количественном выражении сокращается, в 2013 году количество продаж лампочек составило 847 млн штук, что на 18% меньше, чем в 2012 году. Падение количественных показателей связано с тем, что в отрасли происходит переход на производства энергоэффективных источников освещения, которые служат в разы дольше. Поэтому потребность пользователей в замене ламп существенно снижается. Если в 2008 году доля ламп накаливания на внутреннем рынке составляла 60,4%, то в 2013 году этот показатель снизился до 44,65%, а доля энергоэффективных ламп за этот же период увеличилась с 14,6 до 34,5%. Исследователи выявили, что лампы накаливания всё ещё популярны в малых населённых пунктах и городах, где платёжеспособный спрос населения ограничен в связи с низким уровнем доходов. В городах-миллионниках население покупает энергосберегающие лампы.

Доля продукции российского производства с 2008 года упала с 61 до 39% и в 2013 году составила 360 млн штук. Помимо ламп накаливания на российском рынке присутствует несколько сегментов энергоэффективных ламп, в частности, люминесцентные лампы КЛЛ и ТЛЛ, металлогалогенные лампы и светодиодные лампы.

Сокращение доли российских производителей ламп, по мнению экспертов, стало результатом несовершенного госрегулирования производства источников освещения. С 1 января 2011 года введён запрет на производство ламп накаливания мощностью от 100 Вт и выше, но при этом российским производителям не была предоставлена господдержка для переориентации производства на энергоэффективные лампы. Если в коммерческом сегменте российским производителям удалось выжить и закрепиться на рынке, то в бытовом сегменте россиян почти вытеснили китайские производители. В России не была выстроена система контроля качества светотехнической продукции, в результате рынок наводнили дешёвые китайские лампы, которые перегорали существенно раньше заявленного срока службы.

Период жизни «с затянутым поясом» смогли пройти не все производители. К настоящему времени большие проблемы наблюдаются у предприятий, некогда входивших в состав электротехнического холдинга «В.А.В.С.» – их активами холдинга поручился за кредит Сбербанка. После того как кредит не смогли вернуть, в 2008–2011 годах заложенные предприятия перешли в собственность Сбербанка, некоторые из них у банка выкупили новые собственники. К 2014 году окончательно ушёл с рынка один из крупнейших российских производителей ламп накаливания общего назначения ОАО «УЭЛЗ-Свет» (Башкортостан). В конце 2013 года башкирский завод полностью прекратил деятельность. В этом году всё имущество компании приобрела компания «Ростопэнерго», которую СМИ связывают с «Евроцементом» (по данным Интерфакс-Сибирь, юридический и фактический адрес «Ростопэнерго» совпадает с адресами ЗАО «Евроцемент групп»). Кстати, эта же «Ростопэнерго» целенаправленно скупает производственное имущество и другие, некогда входивших в холдинг «В.А.В.С.», заводы. В частности, офшорная компания выкупила почти все цеха Томского электролампового завода ТЭЛЗ, на площадке которого занималось производством энергоэффективных ламп и ламп накаливания ЗАО «Свет XXI века». При этом завод сохранил производство в одном цехе. «Ростопэнерго» не разглашает, с какими целями приобретены активы.

Снижение производства продукции также наблюдается у российского завода международного холдинга Osram, у головного завода компании «Лисма-ВНИИС» – «Саранский завод точных приборов». Снизила объёмы производства в коммерческом сегменте, а также ушла из бытового сегмента самая известная в России компания-производитель светодиодов и светотехнической продукции – ЗАО «Оптоган».
Профессиональный успех
«В России есть два рынка освещения – условно их можно назвать бытовым рынком (лампы, гирлянды, экраны и тому подобное) и профессиональным (освещение, обслуживаемое профессионалами). Они имеют разные истории и правила своего функционирования», – комментирует гендиректор Некоммерческого партнёрства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС) Евгений Долин. – Внутреннее производство нацелено на профессиональный сегмент, который, в свою очередь делится на уличное и дорожное освещение, офисное (коммерческое), торговое (прилавки, торговые линии), промышленное (цеха, склады), архитектурное, специальное (взрывозащита, навигационные огни), аварийное, автономное (солнечное, батарейное)». Оценочный объём производства в профессиональном сегменте – 16 млрд рублей.

Среди энергоэффективных ламп российского производства до 2014 года в профессиональном сегменте популярностью пользовались натриевые лампы для уличного и коммерческого освещения, так как только у них себестоимость позволяла производителям давать приемлемую для заказчиков цену. Производители прочих энергоэффективных видов источников освещения, в том числе светодиодной продукции, не выдерживали конкуренции с китайцами. Но к 2012 году в связи со снижением цен на комплектующие для производства светодиоды стали конкурентными в коммерческом сегменте и по ряду основных позиций сильно потеснили ламповые решения, предложив рынку законченный продукт, не требующий замены ламп. По мнению участников рынка, по мере роста объёмов и снижения затрат на производство светодиодные светильники вытеснят сначала ртутные лампы (ДРЛ, трубчатые и компактные), а затем и лидирующие ныне на рынке уличного освещения натриевые светильники.

Гендиректор группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника» Алексей Мохнаткин отмечает, что порядка 60% рынка светодиодного освещения в России приходится на долю государственных и муниципальных заказов, то есть сегмента, финансируемого из государственного бюджета.

Стоимость светодиодной продукции падает, объём продаж в штуках растёт. В 2013 году рост замедлился по сравнению с 2012-м и составил 20% против 40% в 2012 году. «В некоторых секторах профессионального освещения продукция российских производителей по качеству и характеристикам уверенно конкурирует с известными мировыми брендами, а стоимость её существенно ниже, говорит директор компании «Двадцать первый свет» Сергей Стахарный. – А светильники китайского производства, но надлежащего качества, как, например, предназначенные для рынков США и Европы, серьёзной конкуренции российской продукции не составят, так как их стоимость существенно выше, чем у той дешёвой продукции, которая сейчас наводнила российский рынок».

«В профессиональном сегменте доля российских производителей преобладает. Но глубина переработки у многих незначительна – кроме крупных производителей, в основном объединённых в НП ПСС, большинство покупает комплектующие высокой степени сборки и с такой «отвёрткой» идут на рынок», – отмечает Евгений Долин.

Знак качества
Что нужно сделать, чтобы повысить глубину переработки в российском производстве энергоэффективного освещения? Участники рынка считают, что в первую очередь надо повысить качество светодиодной продукции.

При общении с «Переток.ру» российские производители и интеграторы светодиодной продукции дружно жаловались на несоблюдение гарантийных сроков службы, которое обходится заказчику или интегратору проекта в копеечку – приходится менять лампы или светильники вне плана. Иногда при гарантии в три года изделия перегорают через один-два месяца.

По словам главы НП ПСС Евгения Долина, на 80–90% все требования к продукции уже есть в ГОСТах, санитарных (СанПиН) и строительных (СНиП) правилах, которые на сегодня уже утверждены, но их никто не соблюдает: «Нет даже мотивации «не врать» – на упаковке даже крупные поставщики пишут то, что не соответствует содержанию».

«Такая ситуация характерна практически для 60% всех светодиодных осветительных приборов, в большинстве своём изготовленных за рубежом, в частности в Китае. Данные продукты характеризуются низкой ценой, что является определяющим фактором для существующей системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако при заявляемом сроке гарантии в три года практически 100% этих изделий выходит из строя за один год, и затраты на их обслуживание/замену минимум удваиваются, что однозначно наносит вред как экономике, так и здоровью/безопасности в масштабах всей страны», – говорит Алексей Мохнаткин. По мнению руководителя ГК «Светлана-Оптоэлектроника», необходимо создать условия и требования обеспечения качества продукции ещё на этапе производства, а также объективную систему контроля соответствия продукции. Для этого должен быть разработан и утверждён единый набор параметров, свидетельствующих о наличии у товара необходимых потребительских свойств. «В ряду параметров на сегодня отсутствует раздел, связанный с методом определения срока службы изделий», – констатирует Алексей Мохнаткин.

Как подтверждать качество светотехнических изделий и их компонентов и как контролировать тех, кто выдаёт документы, подтверждающие качество? Глава группы «Светлана-Оптоэлектроника» считает, что помимо получения стандартного сертификата качества поставщику необходимо подтверждать параметры в целевых независимых аккредитованных лабораториях, ориентированных на измерения и испытания энергоэффективных источников света и осветительных приборов.

Целевые лаборатории должны быть объединены в единую систему, построенную по открытому принципу, как, например, разрабатываемый сейчас открытый реестр сертификационной системы «СД-Сертифика». Реестр должен быть доступен на web-сайте системы как по номеру сертификата, так и по названию продукции, предоставлять информацию о получателе и о статусе сертификата.

Система «СД-Сертифика» уже зарегистрирована и полностью готова к запуску, – сообщает её инициатор Евгений Долин. – Сама идеология системы в корне отличается от ГОСТ Р. Мы подтверждаем только то, что заявил сам поставщик в технической документации. Делаем это путём отбора нескольких случайных образцов из партии продукции. А проверить, кому, на что и на какой объём, когда и кем выдан сертификат, можно 24 часа в сутки на сайте системы (www.ledsertifica.ru – пока работает в тестовом режиме). Но надо как-то обязать тех, кто идёт на конкурсы по бюджетным деньгам подтверждать качество своей продукции, а не только электробезопасность и электромагнитные свойства». Алексей Мохнаткин присоединяется к коллеге: «Получение заключения целевой лаборатории должно быть обязательным условием для участия в процедуре закупок для государственных и муниципальных нужд».
Если в России будет введён контроль качества продукции, с рынка уйдут китайские и другие изделия, которые не пройдут фильтр. Рост увеличения продаж российских производителей позволит им инвестировать в развитие производственной базы и углубление производства. По мнению Алексея Мохнаткина, «без должных вложений в производственную базу и минимизации зависимости производства от зарубежных, слабо контролируемых поставщиков, процесс скатывания светодиодной отрасли либо только к отвёрточному производству, либо, что более вероятно, к простому ввозу готовой китайской продукции с последующим ребрендингом неизбежен». Если же светотехническая отрасль получит поддержку государства хотя бы на уровне более эффективного регулирования, с увеличением степени локализации произойдёт вытеснение иностранных товаров с внутреннего рынка. Моделирование в перспективе на 5–7 лет прогнозного объёма локализации на фоне сложившейся структуры рынка свидетельствует, что при доле локализации от 50% и выше отечественное производство может составить объективную конкуренцию китайским производителям.


Автор: Наталья Готова

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28