Производителей отключают от турбин

Иностранным производителям газовых турбин до конца года могут запретить получать первичные данные онлайн-мониторинга наиболее современного оборудования, установленного на российских электростанциях. Чиновники опасаются гипотетической возможности перехвата управления энергообъектами. Генераторы полагали, что опасения были рассеяны ещё два года назад. Минэнерго предлагает иностранным производителям турбин создавать собственные data-центры в России или привлекать отечественных посредников. Впрочем, генераторы могут воспользоваться услугами и российских специалистов. Компания «Ротек» (подконтрольна группе «Ренова» Виктора Вексельберга) уже 1,5 года продвигает на рынке собственную мониторинговую систему и нашла крупного клиента в лице «родственного» генератора «Т Плюс».

Производителей отключают от турбин

Источник: Maurizio Gambarini / DPA / TASS

Минэнерго намерено запретить иностранным производителям напрямую получать необработанные первичные данные о работе своих турбин на российских электростанциях, рассказал на этой неделе заместитель министра энергетики Андрей Черезов. Власти не намерены запрещать передачу данных, но они не должны поступать производителям напрямую, по прямому каналу связи. Для обработки данные необходимо передавать в data-центры на территории России, откуда они будут пересылаться зарубежным производителям, пояснил замглавы Минэнерго. Для этого иностранные игроки могут или создавать СП с российскими компаниями, или привлекать российских участников рынка в качестве посредников. Инициатива о запрете прямой передачи данных иностранным поставщикам турбин уже прошла стадию общественного обсуждения и может быть введена до конца 2017 года: решение может быть оформлено постановлением правительства либо приказом Минэнерго в рамках федерального закона № 196-ФЗ.

Речь идёт о турбинах типа F таких зарубежных производителей, как GE, Siemens и Alstom, пояснил Андрей Черезов. В отличие от менее продвинутых турбин типа E, более современные образцы оснащены системой онлайн-мониторинга состояния оборудования и параметров его работы. Данные с агрегатов поступают в data-центры производителей за рубежом по прямому каналу связи. Подобный мониторинг включается в сервисный контракт каждого производителя и позволяет предоставлять расширенный набор функций и дополнительных гарантий генерирующей компании. Российские чиновники опасаются, что прямой канал связи может быть использован не только для отправки данных, но и в обратную сторону, то есть с целью перехвата управления энергоблоками. При этом в Минэнерго признают, что никаких доказательств технической возможности внешнего воздействия на оборудование по этому каналу связи у них нет.

– У нас есть недоказанные догадки, но они есть, что возможно управление из-за рубежа по этим каналам связи соответствующими объектами, – заявил директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго Евгений Грабчак.

В качестве примера негативного сценария Андрей Черезов привёл опыт Ирана, где на АЭС произошёл неконтролируемый «разгон» оборудования немецких производителей, которое было оснащено подобной системой прямой передачи данных. Управление было перехвачено, команды на активацию подавались и проходили, а операторы на самой АЭС видели на мониторах совершенно «штатную» картину, не соответствовавшую действительности, рассказал замглавы Минэнерго. Вернуть контроль удалось только после механического обесточивания оборудования, добавил он. Переход к отправке за границу вторичных данных позволит исключить такой вариант. Минэнерго «видит существенные риски, которые хочет хеджировать», резюмировал Андрей Черезов. Дополнительной гарантией станет обязательность лицензирования соответствующего программного обеспечения на территории РФ, добавили представители Минэнерго.

Первоначально иностранные поставщики восприняли инициативу негативно, но сейчас позиции удаётся сближать, сообщил замглавы профильного министерства. Гарантийные обязательства по многим блокам истекают, сейчас подходящий момент выстраивания работы с производителями на новых, более безопасных для российской энергосистемы условиях.

– Россия – не слишком большой рынок для GE и Siemens, не такой значимый, как Китай или Индия, но всё же достаточный. Китайцам с поставщиками турбин удаётся договариваться по подобным вопросам, и они нормально работают. Так что и мы будем договариваться. И, думаю, договоримся, – резюмировал замглавы Минэнерго.

Несмотря на то что на долю иностранного газотурбинного оборудования приходится более 60%, в России эксплуатируется всего порядка 10 импортных турбин типа F, рассказал «Перетоку» один из экспертов сектора. В пресс-службах четырёх крупных российских генераторов (потенциальных эксплуатантов импортных турбин типа F), а также представители GE и Siemens не ответили на запросы «Перетока». Коллективное мнение сектора по этому вопросу было выражено ещё два года назад, рассказали два источника на энергорынке. В 2015 году компетентные специалисты как генераторов, так и производителей на совещании в Минэнерго подтвердили безопасность прямого канала связи с data-центрами поставщиков оборудования.

– Ни о каком перехвате управления речи и быть не может. И это подтверждали все стороны, вовлечённые в процесс, – отметил один из собеседников. – Предполагалось, что вопрос снят, но сейчас он поднят вновь

Прямой канал связи позволяет производителям турбин оперативно регулировать режимы высокоточного оборудования, передавая информацию и рекомендации оперативному персоналу станций, на которых оно установлено. Переход ко «вторичной» отправке может искажать данные, кроме того, ряд оперативных функций будет утерян, эффективность работы энергоблока снизится, а даже незначительное снижение КПД отразиться на экономических показателях станции.

– Производители всегда строго соблюдают принцип однонаправленности данных в канале связи. Нынешняя система эффективно помогает не только оперативно корректировать текущую работу оборудования и предотвращать аварии, но и улучшать проектную документацию на будущее. Кроме того, запрет и переход на новую схему неизбежно приведёт к дополнительным финансовым расходам, которые так или иначе лягут на генераторов, – перечисляет негативные последствия от решения второй источник на энергорынке

Актуальный вопрос: смогут ли центры удалённого мониторинга после обработки предавать данные для анализа иностранным специалистам, делится беспокойством источник в одной из энергокомпаний. Если нет, то это станет проблемой для эксплуатантов ГТУ. Новые запчасти для газовых турбин в России не изготавливаются, планов наладить их производство внутри страны у ведущих поставщиков ГТУ нет. Поэтому и внесение изменений в их конструкцию при необходимости будут происходить только за границей на основе анализа данных, в том числе первичных, которые теперь перестанут поступать из России, поясняет собеседник «Перетока» один из аспектов проблемы.

Впрочем, в случае введения запрета отечественные генераторы могут воспользоваться услугами российских специалистов. Аналогичные услуги оперативного мониторинга предлагает генераторам и компания «Ротек», подконтрольная «Ренове» Виктора Вексельберга. Одна является единственным отечественная игроком с сопоставимым функционалом, отмечает источник «Перетока».

– Каналы и протоколы передачи информации между установленными турбинами и мониторинговыми центрами ОЕМ (оригинальных производителей оборудования) закрыты и непрозрачны. Поэтому мы не можем знать, работают ли они только на сбор информации или дают ещё и возможность управлять работой турбины, – передала через представителя в ответ на вопросы «Перетока» заместитель гендиректора по маркетингу и продажам «Ротек» Ольга Старшинова. – Наличие центров, которые могли бы стать своего рода фильтром между ОЕМ и генераторами, гарантирует одностороннюю передачу данных в мониторинговые центры ОЕМ и исключит возможность внешнего воздействия на турбины. Печальные новости из-за рубежа показывают, что IT-инфраструктура – важнейшая составляющая безопасности энергетической системы

– Хакерские угрозы безопасности энергосистемам существуют: это реальность и им нужно противостоять. Но вопрос однонаправленной передачи данных от турбин иностранным производителям на риски безопасности никак не влияет, – замечает один из собеседников на энергорынке

Для мониторинга энергосистем «Ротек» предлагает отечественным генераторам систему прогностики и удалённого мониторинга «Прана». Она выявляет скрытые дефекты оборудования за два-три месяца до того, как они приведут к аварии, для чего применяются предиктивные математические алгоритмы, заявили в компании. Специалисты «Ротек» уже разработали модули для анализа всего парогазового энергоблока – газовой и паровой турбины, котла-утилизатора, дожимного компрессора и генератора.

– Мы видим заинтересованность энергокомпаний в комплексных решениях, которые были бы независимы от ОЕМ. Сегодня «Прана» работает на нескольких электростанциях «Т Плюс». В начале июня мы заключили контракт с «Татэнерго» на подключение к системе нового блока ПГУ Казанской ТЭЦ-1, – сообщила Ольга Старшинова. – В надёжности своего решения мы уверены: система работает уже 1,5 года (с учётом анализа архивных данных её наработка превышает 1 млн часов) и ни одного ошибочного прогноза она пока не выдала.

В «Т Плюс» (наряду с «Ротеком» подконтрольна группе «Ренова»), подтвердили наличие в эксплуатации пяти турбин типа F (GE 6FA). Они не находятся на сервисном обслуживании у производителя.

– Мы отдельно проводим конкурс на предоставление услуг по удалённому мониторингу, – сообщил представитель «Т Плюс». – Нам известно об инициативе Минэнерго. В связи с этим мы, организовывая конкурс на услуги удалённого мониторинга, в требованиях уже прописали обязательное наличие центра удалённого мониторинга на территории РФ. Конкурс на настоящий момент не завершён

Финансовые последствия от изменения системы сбора данных вряд ли будут сколь-либо значимы для генераторов, полагают в «Ротек».

– Стоимость мониторинга не должна существенно измениться, так как необходимо лишь наладить передачу данных из буферного Центра в мониторинговые центры ОЕМ. Впрочем, именно от последних во многом зависит сложность и трудозатратность этого процесса, – отметили в «Ротек». – В случае с «Праной» основная ценность системы заключается не в банальном мониторинге, а в предиктивной аналитике и преимуществах, которые она даёт. Соответственно, сравнивать эти понятия не совсем корректно, база для ценообразования отличается

В российской IT-компании не видят перспектив для создания СП с зарубежными производителями турбин.

– «Прана» – беспристрастный индикатор технического состояния, который может выступать и системой «раннего оповещения» при работе с оборудованием в режиме онлайн, и независимым арбитром между ОЕМ, генератором и страховой компанией при анализе архивных данных. Именно поэтому отсутствие ОЕМ в нашем капитале – немаловажный фактор для клиентов, так как он исключает возможность нашей заинтересованности, – пояснила замглавы «Ротек»



Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28