КОМ престарелых

С каждым годом в электроэнергетике России вводится всё больше новых генерирующих мощностей, что должно способствовать серьёзному техническому обновлению отрасли. Впрочем, пока значительного роста эффективности генерации не наблюдается: старые, неэффективные электростанции продолжают работать наряду с современными, давая дополнительную нагрузку на потребителей. Сейчас перед отраслью как никогда остро встала задача создать механизм вывода старых мощностей из эксплуатации

КОМ престарелых


Старость – не радость

Установленная мощность генерирующего оборудования на электростанциях ЕЭС России увеличилась в 2013 году на 3,4 ГВт, а до 2018 года планируется ввести ещё около 20 ГВт мощности, заявил министр энергетики Александр Новак на коллегии министерства в апреле. В то же время спрос на электроэнергию растёт совсем скромными темпами: по прогнозам Минэнерго, в 2014 году он составит примерно 0,7%. Эксперты говорят, что и в дальнейшем спрос будет увеличиваться не более чем на 1% в год. При этом работающего механизма вывода старой неэффективной генерации как не было, так и нет, хотя заявления по этой проблеме регулятор делает с 2010 года.

На сегодня большинство энергоблоков, которые не могут работать на общих рыночных условиях по причине неэффективности, получают статус вынужденных генераторов (так как они нужны или для надёжности энергосистемы, или для теплоснабжения потребителей). Этот статус позволяет получить нерыночный (более высокий) тариф на мощность. И пока у собственников электростанций есть шанс на повышенный тариф, стимулов выводить блок из эксплуатации нет. Ведь закрытие электростанции – сложная задача: оборудование надо разобрать, вывезти или законсервировать, необходимо определиться с балансовой принадлежностью зданий и сооружений, урегулировать вопрос с кадрами, обеспечить охрану промышленной площадки и многое другое.

«Механизмов, которые стимулировали бы собственников выводить неэффективные мощности, в отрасли нет, – говорит аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков. – Скорее наоборот: наличие статуса вынужденного генератора является лазейкой, позволяющей увильнуть от сложного вопроса вывода».

Выводить нельзя оставить

Для энергосистемы эта ситуация очевидно невыгодна. «Обилие неэффективной генерации приводит к утяжелению финансового бремени потребителей с одновременным снижением надёжности функционирования энергосистемы», – заявили «Перетоку» в «Системном операторе». По расчётам диспетчера энергосистемы, в 2014 году мощность вынужденных генераторов может дойти до 10 ГВт, а стоимость – до 25 млрд рублей.

«Системный оператор» разработал свои предложения по механизму вывода. На первом этапе целесообразно оценивать возможность продолжения эксплуатации объекта на рыночных условиях. Если таковой нет, следующим шагом должен стать поиск наиболее эффективного альтернативного решения, обеспечивающего нужды потребителей. Вариантом может стать сетевое строительство, сооружение нового объекта генерации или реализация иного альтернативного проекта. Обсуждается и возможность продажи неэффективной мощности новому собственнику с гарантией поддержания её работы в течение определённого времени с компенсацией затрат.

Генераторы, впрочем, считают последнее предложение избыточным. Во-первых, не совсем понятно, за счёт чего будет формироваться покупательский спрос новых собственников на «неэффективную мощность» в современном рыночном пространстве, отмечает один из собеседников «Перетока» на рынке. Во-вторых, затраты на поддержание этой мощности в работоспособном состоянии всё равно сохранятся, пусть и на несколько заниженном уровне. При этом топливная составляющая при включении данного оборудования в работу будет всё также зашкаливать по сравнению с другими генераторами, отобранными на конкурентных условиях. Таким образом, существенным образом снизить нагрузку на потребителя вряд ли получится. Между тем неэффективные мощности, как правило, устаревшие морально и физически устаревшие, а следовательно, с высокими рисками аварийности. В добавок нужно учитывать сложность и продолжительность необходимых корпоративных процедур для перехода энергообъекта от одного владельца к другому.

Вместе с этим звучат предложения сохранить механизм обращения в правительственную комиссию за получением статуса вынужденного генератора по существующим правилам – как процедуру, не связанную с выводом из эксплуатации.

Сейчас, как говорят в «Системном операторе», консолидированные предложения находятся в Министерстве энергетики. В пресс-службе Минэнерго «Перетоку» сообщили, что концептуальное обсуждение проекта рыночным сообществом завершено. «Мы получили предложения от «Системного оператора» и готовимся к формальной процедуре согласования», – сказал собеседник. О деталях механизма в министерстве пока не сообщают.

Точка – КОМ – многоточие

Параллельно Минэнерго пытается сдвинуть с мёртвой точки ситуацию с вынужденной генерацией в рамках конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2015 год. Обсуждается блок поправок в правила проведения КОМ, которые предполагают серьёзно усложнить получение статуса вынужденного по теплу с 2016 года.

При этом срок принятия правил вывода неэффективного оборудования не привязан к проведению КОМ на 2015 год, говорят в министерстве. «Утверждение документа до проведения КОМ на 2015 год – задача не самоценная, поскольку применение механизма потребует дополнительных временных затрат и эффекты будут появляться только в следующие годы»,– говорят в Минэнерго. В министерстве добавляют, что в связи со значимостью вопроса для согласования со всеми заинтересованными сторонами может потребоваться большое количество времени.

Но уже в этом году Минэнерго намерено запустить несколько пилотных проектов по выводу энергомощностей из эксплуатации. «Мы планируем реализовать несколько пилотных проектов по выводу оборудования по предлагаемым алгоритмам. Сформирован перечень объектов, собственники которых добровольно изъявили желание опробовать процедуру. Это порядка 500 МВт установленных тепловых мощностей», – сказали в пресс-службе министерства.

Делайте выводы

На сегодня в вопросах вывода старых мощностей из эксплуатации, по словам специалистов, остаётся несколько подводных камней.

Во-первых, непонятны перспективы и сроки ввода механизма долгосрочного отбора мощности. Ранее генераторы готовились к его внедрению начиная с 2014 года (и уже приступили к реализации своих планов, «завёрстанных» под этот срок), однако в середине 2013 года долгосрочный КОМ перенесли на более поздний срок. А в таких случаях страдает надёжность оборудования, на которое уже «приготовились» снижать затраты.

Во-вторых, отсутствие чётко сформулированной концепции регулирования, когда с одной стороны, заявляется о необходимости снижения объёма вынужденной генерации и настройки механизма вывода неэффективного оборудования, а с другой – продвигаются изменения в нормативной базе, усложняющие процедуру того самого вывода из эксплуатации.

Между тем в существующем нормативном пространстве ряд генераторов и сам в состоянии определить пул неэффективных мощностей и реализовать планы по их выводу. Например, в «Интер РАО» недавно была принята программа вывода генерирующих мощностей, в соответствии с которой только по станциям «Интер РАО – Электрогенерация» запланирован вывод 1871 МВт устаревших и неэффективных мощностей. Причём эти мероприятия синхронизированы с инвестиционными программами нового строительства замещающих мощностей.

В компании отмечают, что в рамках вывода оборудования будет применяться индивидуальный подход к разработке и принятию технических решений по каждому объекту для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей и сохранения системной надёжности.


Автор: Анна Милина

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57